г. Калуга |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А68-1507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Азарова Виталия Викторовича (ОГРНИП 304710425400107, ИНН 710400024594, г. Тула): Волкова Н.А. - представителя, действующего по доверенности от 30.01.2014 без номера;
от администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, Ленина пл., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, Жаворонкова ул., д. 2, г. Тула, 300012): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, Ленина пл., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования город Тула и Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Заикина Н.В.) по делу N А68-1507/2014,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Азаров Виталий Викторович (далее также - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации города Тулы (далее по тексту - администрация) о признании незаконным отказа администрации в выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул.Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе города Тулы, и с требованием обязать администрацию выдать разрешение на строительство данного здания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области и Правительство Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2014 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 решение суда первой инстанции отменено, требования индивидуального предпринимателя Азарова В.В. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы как не соответствующий статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обязал администрацию выдать предпринимателю разрешение на строительство вышеуказанного здания.
В кассационных жалобах администрация и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, указывая на отсутствие законных оснований для выдачи предпринимателю разрешения на строительство, просят отменить постановление от 21.08.2014 и оставить в силе решение суда от 26.05.2014.
В отзыве на кассационные жалобы и в судебном заседании представитель предпринимателя указал на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, просил оставить судебный акт без изменения.
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, участвующего в деле и явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Тулы от 24.12.2008 N 5198 "О предварительном согласовании ИП Азарову В.В. места размещения здания административно-торгового назначения на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы" индивидуальному предпринимателю предварительно согласовано место размещения здания административно-торгового назначения, утвержден акт выбора земельного участка площадью 403 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы (согласно прилагаемой схеме), и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также утвержден основной вид разрешенного использования земельного участка: для строительства здания административно-торгового назначения.
Постановлением администрации г. Тулы от 02.06.2009 N 1488 утвержден градостроительный план земельного участка N RU 71330100001687.
Заявителем разработана проектно-сметная документация, рабочий проект, который согласован в установленном порядке 29.10.2010.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий были объектом государственной экспертизы, проведенной автономным учреждением Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" и получили положительное заключение от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
На основании распоряжения Правительства Тульской области от 08.10.2012 N 612-р индивидуальному предпринимателю Азарову В.В. предоставлен в аренду земельный участок, площадью 403 кв. м, кадастровый номер 71:30:050106:2443, местоположение: г. Тула, на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля.
Между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и предпринимателем 25.05.2013 заключен договор аренды N 13Ц2954, по условиям которого последнему предоставлен из земель населенного пункта (г. Тула) для строительства здания административно-торгового назначения вышеуказанный земельный участок.
Азаров В.В. 30.01.2014 повторно обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на указанном земельном участке, приложив к нему следующие документы:
- копию постановления администрации г. Тулы от 24.12.2008 N 5198 "О предварительном согласовании ИП Азарову В.В. места размещения здания административно-торгового назначения на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы";
- копию распоряжения правительства Тульской области от 08.10.2012 N 612-р "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Азарову В.В. в аренду земельного участка для строительства здания административно-торгового назначения";
- копию договора аренды земельного участка от 25.05.2013 N 13Ц2954 с кадастровым паспортом земельного участка;
- копию градостроительного плана земельного участка от 17.04.2009 N RU 71330100001687;
- материалы проектной документации: пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства;
- копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
Рассмотрев данное заявление, администрация в письме от 14.02.2014 N 1262-к отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство, мотивировав свой отказ тем, что проектная документация разработана не в соответствии с градостроительным планом земельного участка в части размещения парковочных мест, с нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования Тульской области, утвержденных постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 (за границами предоставленного земельного участка).
Кроме того, администрация сообщила, что на заседании рабочей группы градостроительно - земельного совета Тульской области от 07.02.2014 рассматривался иной вариант проектной документации, по которому было принято решение о нецелесообразности строительства здания торгово-административного назначения на пересечении ул. Староникитской и ул.Кауля г. Тулы.
Предприниматель, считая отказ Администрации незаконным и не основанным на положениях статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, так как заявитель в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Тульской области, утвержденными постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 обязан был представить проектную документацию по расположению парковочных мест в пределах застраиваемого земельного участка.
Апелляционный суд, напротив, не применил упомянутое постановление правительства как не действовавшее в рассматриваемом периоде.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право осуществлять реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы, перечень которых установлен в указанной норме Закона. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в силу части 10 этой же статьи не допускается. А в случае отсутствия этих документов уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Принимая решение (постановление) об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из того, что в целях получения разрешения на строительство застройщик представил полный комплект документов, требуемых в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса, в связи с чем у администрации отсутствовали предусмотренные указанной нормой закона основания для отказа предпринимателю в выдаче разрешения на строительство.
При этом суд указал, что Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/140, в данном случае не применимы, поскольку не имеют обратной силы.
В порядке пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В целях правовой определенности в пункте 2 упомянутого нормативного акта, вступившего в законную силу с 24.09.2012, в редакции, действующей до 11.08.2013, установлено, что региональные нормативы градостроительного проектирования Тульской области применяются при подготовке градостроительной и проектной документации, подготовка которой начата после 1 сентября 2012.
Постановлением Правительства Тульской области от 24.07.2013 N 377 указанный пункт исключен из данного постановления (действие редакции с 11.08.2013).
Из содержания приведенных норм следует, что положения постановления Правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 (в редакции с 11.08.2013) не имеют обратной силы, то есть не могут распространяться на градостроительную и проектную документацию, начатую до вступления в силу этого акта.
Судом апелляционной инстанции приято во внимание, что градостроительный план спорного земельного участка N RU 71330100001687 утвержден постановлением администрации г. Тулы от 02.06.2009 N 1488; подготовка проектно-сметной документации начата в 2010 году; рабочий проект здания согласован 29.12.2010, то есть до сентября 2012 года, поэтому региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492, в части количества и расположения парковочных мест не применимы к строительству здания административно-торгового назначения на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050106:2443, местоположение: г. Тула, на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля.
Так, до принятия Правительством Тульской области данного постановления учитывались нормы расчета стоянок, установленные в приложении 9 Строительных норм и правил. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, на необходимость соблюдения которых и указано в пункте 3 градостроительного плана земельного участка от 17.04.2009 N RU 71330100001687. Согласно данному приложению для спорного здания не предусмотрено норм расчета стоянок автомобилей, равно как и не установлено требование о расположении парковочных мест в пределах застраиваемого земельного участка.
При этом апелляционным судом учтено, что проектная документация на строительство данного здания получила положительное заключение автономного учреждения Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
Ссылка администрации в обжалуемом отказе на решение градостроительно - земельного совета Тульской области о нецелесообразности строительства вышеупомянутого здания обоснованно признана незаконной ввиду того, что данный совет в силу своего положения не подменяет полномочия администрации, которая обязана принимать решения в рамках своих полномочий самостоятельно.
Кроме того, такое основание отказа в выдаче разрешения на строительство как его нецелесообразность не предусмотрено частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающей закрытый перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд исследовал по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, заключил, что предпринимателем представлены все документы, необходимые для получения разрешения на строительство, и пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ администрации города Тулы не соответствует требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который принят с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствует фактическим обстоятельствам и собранными по делу доказательствам.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А68-1507/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
...
Ссылка администрации в обжалуемом отказе на решение градостроительно - земельного совета Тульской области о нецелесообразности строительства вышеупомянутого здания обоснованно признана незаконной ввиду того, что данный совет в силу своего положения не подменяет полномочия администрации, которая обязана принимать решения в рамках своих полномочий самостоятельно.
Кроме того, такое основание отказа в выдаче разрешения на строительство как его нецелесообразность не предусмотрено частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающей закрытый перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2014 г. N Ф10-3880/14 по делу N А68-1507/2014