Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 февраля 2000 г. N КГ-А40/496-00
(извлечение)
ОСАО "Ингосстрах" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны РФ, ЗАО "Грузовая лизинговая компания", Запорожскому МКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич" о солидарном взыскании с них на основании ст. 1080 Гражданского кодекса РФ 1240798200 руб. 04 коп. (эквивалент 51082267 долларов США), выплаченных в качестве страхового возмещения владельцу груза по страховому полису N 752325.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены ЗАО "Грузовая транспортная компания, Иркутское АПО и Государственная компания "Росвооружение".
До принятия судом решения истец в порядке ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличил размер исковых требований до 1314868080 руб. 24 коп. в связи с изменением курса доллара.
Решением арбитражного суда от 12.10.99 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет Министерства обороны РФ. В иске к ЗАО "Грузовая лизинговая компания", Запорожскому МКБ "Прогресс" и ЗАО "Мотор Сич" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2000 решение от 12.10.99 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Судебные акты мотивированы тем, что в процессе осуществления перевозки военно-транспортным самолетом АН 124 бортовой номер 82005, принадлежащим на праве оперативного управления Министерству обороны РФ, в результате авиакатастрофы 06.12.97 был уничтожен груз, застрахованный ОСАО "Ингосстрах" (страховой полис N 752325 от 05.12.97). В связи с выплатой ОСАО "Ингосстрах" страхового возмещения грузовладельцу утраченного груза - Генеральной компании по импорту и экспорту ВАН СУАН "Васуко" (Вьетнам) - к нему в соответствии со ст. 965 Гражданского кодекса РФ перешло право страхователя на возмещение ущерба к лицу, ответственному за убытки. Ответственным за гибель застрахованного груза - 2-ух самолетов СУ-27 УБК с комплектом оборудования - в соответствии со ст. 18 Варшавской Конвенции и ст. 1079 Гражданского кодекса РФ является Министерство обороны РФ, как перевозчик и владелец судна - источника повышенной опасности, а потому сумма ущерба в размере страхового возмещения подлежит взысканию с него.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права. Заявитель считает, что суд при принятии решения в нарушение - п. 4 ст. 15 Конституции РФ вместо подлежащих применению норм международного права применил нормы Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации.
Заявитель также считает, что выводы суда о подтвержденности факта выплаты истцом страхового возмещения, основаны на ненадлежащих доказательствах, что получателем груза (выгодоприобретателем по договору страхования) пропущен срок для подачи претензии, что принцип полной ответственности перевозчика за утрату груза противоречит Варшавской конвенции, что перевозимый груз полностью не утрачен, а лишь поврежден в результате авиакатастрофы.
В судебном заседании представители Министерства обороны РФ поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Запорожского МКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ЗАО "Грузовая лизинговая компания", не возражая против доводов жалобы, просили оставить судебные акты без изменения в части отказа в удовлетворении иска к ним.
Представитель ОАО "Грузовая транспортная компания" поддержал кассационную жалобу Министерства обороны РФ, указав на то, что судом не приняты во внимание требования норм Варшавской конвенции и ст.1080 Гражданского кодекса РФ о возложении ответственности за повреждение перевозимого груза только на виновных в этом лиц, иск удовлетворен без надлежащей проверки размера реальных убытков, поскольку имело место не полное уничтожение груза, а его повреждение.
Представители Государственной компании "Росвооружение" и ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение", извещенные о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей и отзыва на жалобу в суд не направили.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и ЗАО "Грузовая транспортная компания" и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 965 Гражданского кодекса РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Исходя из содержания указанной нормы, заявляя иск в порядке суброгации, страховщик должен доказать факт выплаты страхового возмещения. Принимая в подтверждение данного факта представленные истцом документы, исходящие от иностранных организаций, суд не проверил их легализацию, а потому основанные на них выводы суда не могут быть признаны надлежаще обоснованными.
Судом правильно установлено, что перевозка груза по авианакладной N 65700000013 от 16.12.97 является международной, а потому отношения ее участников регулируются подписанной как Российской Федерацией так и Социалистической Республикой Вьетнам Варшавской Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12.10.29 и вступившей в силу 13.02.33 (с изменениями Гаагским протоколом от 22.09.55).
В судебных актах правильно указано, что в соответствии со ст. 18 названной Конвенции перевозчик отвечает за вред, причиненный в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара. Однако, ст. 20 Конвенции предусматривает случаи освобождения перевозчика от ответственности за вред, а ст. 22 устанавливает ограничения размера ответственности перевозчика.
Отклоняя довод Министерства обороны РФ об ограниченной ответственности перевозчика за вред, причиненный во время воздушной перевозки, суд указал на то, что ограничения, установленные ст.22 Конвенции не применимы в случае полной утраты груза. Кассационная инстанция считает, что указанный вывод не соответствует содержанию указанной нормы.
В силу ст. 25 Конвенции указанные пределы не применяются, если будет доказано, что вред произошел в результате действия или упущения перевозчика или поставленных им лиц, совершенного с намерением причинить вред или безрассудно и с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред: при условии что в случае такого действия или упущения поставленного лица будет также доказано, что оно действовало в пределах своих служебных обязанностей.
В связи с этим, суду при решении вопроса о возможности возложения ответственности за вред на перевозчика и определении размера этой ответственности следовало установить наличие фактов, свидетельствующих о том, что вред явился результатом преднамеренных упущений перевозчика. Однако, ни решение ни постановление суда не содержат данных об исследовании обстоятельств, позволяющих установить наличие или отсутствие таких фактов. Не дана надлежащая оценка выводам Государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы 06.12.97. В материалах дела имеются сведения о возбуждении уголовного дела по факту катастрофы 06.12.97. Судом не принято мер к получению результатов этого расследования. Вместе с тем, указанные документы имеют существенное значение для установления лица, ответственного за причинение вреда.
Суду следовало проверить также обоснованность выплаты (при ее подтверждении) ОСАО "Ингосстрах" страхового возмещения выгодоприобретателю, соблюдение при заключении и исполнении договора страхования Правил страхования, на основании которых был заключен данный договор, наличие у выгодоприобретателя интереса в застрахованном имуществе (факт оплаты им застрахованного груза) и страховщика документов, позволяющих в соответствии с Правилами и ст. 965 ГК РФ требовать от ответственного за вред возмещения выплаченных страховщиком сумм. Не проверены доводы ответчиков о неполном уничтожении застрахованного груза. Вывод суда о доказанности исковых требований и ответственности перевозчика без проверки указанных обстоятельств нельзя признать обоснованным.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что при принятии судебных актов, суд не установил все имеющие значение для дела факты и не исследовал все обстоятельства дела, а также неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а потому решение и постановление подлежат отмене на основании п. 3 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса РФ с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение от 12 октября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 14 января 2000 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-27936/99-32-312 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2000 г. N КГ-А40/496-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании