Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего:
Леоновой Л.В.
Судей:
Егорова Е.И.
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от ООО "Тамбовская региональная теплоэнергетическая компания" в лице конкурсного управляющего Воробей В.В.
392, г. Тамбов, ул Студенецкая набережная д.20, 4-й этаж
ОГРН 1036891205229
Журбенко А.А. - нач. службы правового и кадрового обеспечения, дов. от 10.11. 2010,
от Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове Тамбовской области
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 37
ОГРН 1026801159868
ИНН/КПП 6831022195/682901001
Платицыной Е.Г. - зам. нач. юр. отдела, дов. от 11.10.2010 N 56,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А64-5926/2010,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская региональная теплоэнергетическая компания" Воробей В.В. обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области (далее ГУ УПРФ в г. Тамбове, Управление) о признании частично недействительным решения от 27.09.2010 N 079 025 10 ВД 0001118 и обязании возвратить незаконно взысканные средства в сумме 4785,39 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Общества и Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Как следует из материалов дела, 18.08.2010 Управлением в отношении Общества выставлено требование N 07902540006995 об уплате в срок до 08.09.2010 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 1 квартал 2010 года в общей сумме 4920,15 руб.
В связи с неуплатой указанной задолженности в добровольном порядке, 27.09.2010 ГУ - УПФР в г. Тамбове вынесено решение N 079 025 10 ВД 0001118 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
27.09.2010 на основании вышеназванного решения к расчетному счету Общества выставлены инкассовые поручения N N 07902570003772, 07902570003774, 07902570003770, 07902570003771, 07902570003773, 07902570003775 на общую сумму 4920,15 руб.
На основании инкассовых поручений с расчетного счета Общества
были списаны денежные средства в размере 4920,15 руб., в том числе в размере 4785,39 руб. в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и соответствующие пени.
Частично не согласившись с решением N 079 025 10 ВД 0001118 Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2008 по делу N А64-2140/08-25 ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом) и в
отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2009 по делу N А64-2140/08-25 срок конкурсного производства продлен до 12.05.2010.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2010 по делу N А64-2140/08-25 срок конкурсного производства продлен до 10.11.2011.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах,
связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 25) при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу положений п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Поскольку обязанность по уплате спорных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование возникла после признания Общества несостоятельным (банкротом) и введения конкурсного производства, вывод суда об исполнении Обществом обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться Управлением не в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве является правильным.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Однако, из данного разъяснения не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.
Доводы Управления со ссылками на разъяснения, содержащиеся в п. 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", и, соответственно, о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку процедура конкурсного производства в отношении Общества возбуждена до вступления настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное у суда было достаточно оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А64-5926/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обязанность по уплате спорных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование возникла после признания Общества несостоятельным (банкротом) и введения конкурсного производства, вывод суда об исполнении Обществом обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться Управлением не в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве является правильным.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
...
Доводы Управления со ссылками на разъяснения, содержащиеся в п. 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", и, соответственно, о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку процедура конкурсного производства в отношении Общества возбуждена до вступления настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2011 г. N Ф10-3099/11 по делу N А64-5926/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-190/12
09.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-190/12
14.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3099/11
06.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1314/11
18.01.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5926/10