6 мая 2011 г. |
Дело N А64-5926/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.
при участии:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области: Платицына Е.Г., заместитель начальника юридического отдела, доверенность N 56 от 11.10.2010,
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбоврегионтеплоэнерго" в лице конкурсного управляющего Воробей В.В.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 г. по делу N А64-5926/2010 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбоврегионтеплоэнерго" в лице конкурсного управляющего Воробей В.В. (ОГРН - 1036891205229) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская региональная теплоэнергетическая компания " Тамбоврегионтеплоэнерго"" Воробей В.В. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области (далее - ГУ - УПФР в г. Тамбов, Управление) о признании частично недействительным решения от 27.09.2010 N 079 025 10 ВД 0001118 и обязании возвратить незаконно взысканные средства в сумме 4785,39руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Управление, ссылаясь на положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указывает на наличие оснований для вынесения оспариваемого решения и правомерность взыскания в бесспорном порядке страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых возникла в процедуре конкурсного производства.
При этом Управление полагает, что взносы на обязательное медицинское страхование, как и взносы на обязательное пенсионное страхование, имеют особую правовую природу, в силу чего Управление вправе осуществлять их бесспорное взыскание независимо от факта возбуждения в отношении плательщика страховых взносов процедуры конкурсного производства.
Также Управление ссылается на необходимость применения в рассматриваемом случае разъяснений, содержащихся в п.41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", допускающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущих обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства.
В судебное заседание не явились представители Общество, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей Общества.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 18.08.2010 г. Управлением в отношении Общества выставлено требование N 07902540006995 об уплате в срок до 08.09.2010 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 1 квартал 2010 года в общей сумме 4920,15 руб., в том числе: на обязательное медицинское страхование в размере 4596 руб. (ФФОМС - 1632 руб., ТФОМС - 2964 руб.), пени в сумме 324,15 руб. (пени в пенсионный фонд на страховую часть пенсии - 113,24 руб., пени на накопительную часть пенсии - 21,52 руб., пени в ФФОМС - 67,25 руб., пени в ТФОМС - 122,14 руб.).
В связи с неуплатой указанной задолженности в добровольном порядке, 27.09.2010 ГУ - УПФР в г. Тамбове вынесено решение N 079 025 10 ВД 0001118 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
27.09.2010 на основании вышеназванного решения к расчетному счету Общества выставлены инкассовые поручения N N 07902570003772, 07902570003774, 07902570003770, 07902570003771, 07902570003773, 07902570003775 на общую сумму 4920,15 руб.
На основании инкассовых поручений с расчетного счета Общества были списаны денежные средства в размере 4920,15 руб., в том числе в размере 4785, 39 руб. в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и соответствующие пени.
Так, по инкассовому поручению N 07902570003772 списано 1632 руб. взносов в ФФОМС, по инкассовому поручению N 07902570003773 - 67, 25 пени в ФФОМС, по инкассовому поручению N 07902570003774 - 2964 руб. взносов в ТФОМС, по инкассовому поручению N 07902570003775 - 122, 14 руб. пени в ТФОМС.
Не согласившись с решением N 079 025 10 ВД 0001118 в части, Общество обратилось в суд с соответствующим требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исходя из положений ст.11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"и ст. 5 статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному медицинскому страхованию и , соответственно плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В силу статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с 01.01.2010 г. органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право бесспорного взыскания с плательщика неуплаченных в установленный срок сумм страховых взносов и пени, в том числе в фонды обязательного медицинского страхования.
Однако, в случае введения в отношении плательщика взносов процедур банкротства, указанные положения законодательства подлежат применению с учетом ограничений и особенностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности ( банкротстве).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2008 г.. по делу N А64-2140/08-25 ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2009 г.. по делу N А64-2140/08-25 срок конкурсного производства продлен до 12.05.2010.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2010 г.. по делу N А64-2140/08-25 срок конкурсного производства продлен до 10.11.2011.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 25) при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что обязанность по уплате спорных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование возникла после признания Общества несостоятельным ( банкротом) и введения конкурсного производства, то есть являются текущими требованиями.
Следовательно, вопрос об исполнении Общества обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться не Управлением в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Вместе с тем, из данного разъяснения не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.
Приведенная правовая позиция применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отражена в постановлении ФАС Центрального округа от 15.03.2011 г. по делу N А68-6876/10-276/22.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным в соответствующей части оспоренное в настоящем деле решение Управления, обязав Управление возвратить на расчетный счет Общества необоснованно взысканную сумму страховых взносов.
Доводы Управления со ссылками на разъяснения, содержащиеся в п.41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", и, соответственно, о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 122 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" из абзаца 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве исключены слова "а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления", то есть исключено правило об удовлетворении требований по обязательным платежам, возникших в ходе конкурсного производства, за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В пункте 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 60 разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 134 Закона относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона.
Однако, пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ установлено, что Закон о банкротстве в редакции данного Федерального закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу данного Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 296-ФЗ он вступает в силу с момента его официального опубликования, текст которого был опубликован в "Российской газете" за 31.12.2008 N 267.
Поскольку процедура конкурсного производства в отношении Общества была возбуждена до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения статьи 142 Закона о банкротстве в редакции вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 г. по делу N А64-5926/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для взыскания с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.01.2011 г. по делу N А64-5926/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5926/2010
Истец: Конкурсный управляющий ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго" Воробей В. В., ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго", ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго" к/у Воробей В. В.
Ответчик: ГУ - УПФР в г. Тамбове
Третье лицо: ГУ УПФ РФ по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-190/12
14.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3099/11
06.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1314/11
18.01.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5926/10