Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей:
Ермакова М.Н.
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс"
ОГРН 1026801222910
г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 25-Б
от Администрации города Тамбова
г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 6
от МУП "Тамбов-недвижимость"
г. Тамбов, ул. Базарная, д.107
от ООО "Жилищная инициатива-5"
г. Тамбов, ул. Монтажников, д.9, к.3
от ГУПТИ Тамбовской области г. Тамбов, ул. Советская, д.118
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области г. Тамбов, ул. Рахманинова, д. 1-А
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2011 г. (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А64-5298/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" (далее - ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тамбова (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о продаже обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 68:29:0000000:0014, расположенного по адресу: г. Тамбов, в районе ул. Монтажников 9, а также в ненаправлении Администрацией проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Тамбова просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене и изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" было образовано 28.09.2000 г. в результате реорганизации путем преобразования из дочернего хозяйственного общества Тамбовское отделение ОАО "Волгоградпромжелдортранс" и является его полным правопреемником, что подтверждается свидетельством о государственной перерегистрации предприятия от 28.09.2000 г. серия ООО N 246 и выпиской из реестра юридических лиц N 9317 от 20.03.2010 г.
До 28.09.2000 г. Тамбовское отделение "Промжелдортранс" (впоследствии ДХО Тамбовское отделение ОАО "Волгоградпромжелдортранс") входило в состав Волгоградского государственного предприятия "Промжелдортранс", которое было приватизировано 09.03.1993 г. в соответствии с планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 09.03.1993 г. N 171.
Все имущество (активы и пассивы), принадлежащее ДХО Тамбовское отделение ОАО "Волгоградпромжелдортранс" было передано ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" по передаточному акту от 20.04.2000 г., утвержденному протоколом N 1 решения общего собрания акционеров ОАО "Волгоградпромжелдортранс" от 20.04.2000 г.
В числе имущества переданного по указанному передаточному акту в собственность ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" передан железнодорожный соединительный путь N 19 протяженностью 2272 м., расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Монтажников, 9, что подтверждается приложением N 2 к передаточному акту от 20.04.2000 г., утвержденному решением общего собрания акционеров ОАО "Волгоградпромжелдортранс" от 20.04.2000 г., данными Таблицы "Основные средства на 01.04.2000", строка 34.
ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс" 05.08.2005 г. получило свидетельство о государственной регистрации права собственности N 68 АА 466808 на сооружение - подъездные железнодорожные соединительные пути N 19, протяженность - 2397,17 м. инв. N 18329/329 лит. 1, назначение иное, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Монтажников, 9, кадастровый или условный номер 68:29:0000000:0014:18329/329.
Для размещении и эксплуатации данного объекта недвижимости был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 12309 кв.м с присвоением кадастрового номера 68:29:0000000:0014.
Право постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком Общество зарегистрировало в установленном порядке 01.08.2005 г.
ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" 28.06.2010 г. обратилось в Администрацию с заявлением о приватизации указанного земельного участка, к которому были приложены все необходимые документы, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г., а именно:
1. заявка на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 68:29:0000000:14;
2. передаточный акт от 11.07.1996 г. (копия);
3. передаточный акт от 20.04.2000 г. (копия);
4. протокол N 1в внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Волгоградпрмжелдортранс" от 16.05.2001 г. (копия);
5. план приватизации Волгоградского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта от 09.03.1993 г. (копия);
6. свидетельство о государственной регистрации права на подъездной ж/д путь N 68 АА 466808 (копия);
7. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.06.2010 г. о праве собственности на железнодорожный путь;
8. свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования N 68 АА 466144;
9. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.06.2010 г. о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком;
10. кадастровый паспорт земельного участка кадастровый номер 68:29:0000000:14.
Письмом от 13.08.2010 г. Администрация в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования указала заявителю на приостановление рассмотрения вопроса выкупа земельного участка, расположенного в районе ул. Монтажников, 9, под сооружением - подъездным ж/д путем N 19 в связи с одновременным обращением ООО "Жилищная инициатива-5" о выкупе данного земельного участка в районе ул. Монтажников, 9.
Не согласившись с бездействием Администрации, связанным с непринятием решения о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, последнее обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного бездействия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана)
Частью 4 ст. 28 ЗК РФ определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участки или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, основанием для непринятия решения о продаже ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" испрашиваемого земельного участка послужило, по мнению Администрации, наличие права на этот же участок у ООО "Жилищная инициатива-5".
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что представленный ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" пакет документов однозначно свидетельствует о принадлежности Обществу на праве собственности подъездных железнодорожных соединительных путей N 19 протяженностью 2397,17 м. при этом для размещения и эксплуатации указанного строения в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, что подтверждено кадастровым паспортом.
Решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 68:29:0000000:0014 в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
В свою очередь, железная дорога лит.VI, протяженностью 2497кв.м, для размещения и эксплуатации которой ООО "Жилищная инициатива-5" испрашивало земельный участок, имеет иное местонахождение, протяженность, инвентарный и кадастровый номер.
Изложенные выводы суда подтверждены соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286 АПК РФ переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
Учитывая изложенное, оспариваемое бездействие Администрации, связанное с непринятием в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Тамбовское отделение "Волгоградпромжелдортранс" в собственность земельного участка с кадастровым номером 68:29:0000000:0014 судом обоснованно признано незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 г. по делу N А64-5298/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участки или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2011 г. N Ф10-2966/11 по делу N А64-5298/2010