Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей:
Леоновой Л.В.
Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от Потребительского лодочного кооператива "Чайка"
394063, г. Воронеж, пер. Инютинский, д. 59
ОГРН 1033600082174
Труханова Н.В. - директора, протокол от 17.04.2010;
Парфенова С.В. - представителя, дов. от 05.01.2011 б/н;
Кузьмина В.В. - представителя, дов. от 01.01.2011 N 49
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области)
394026, г. Воронеж, ул. Донбасская, д. 2
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области
394077, г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 2
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от ООО "Геоцентр"
394077, г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 61 "в"
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
(третье лицо)
394000, г. Воронеж, ул. Приморская, д. 74
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-11046/2010/338/22,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский лодочный кооператив "Чайка" (далее ПЛК "Чайка", кооператив) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 02.07.2010 г. N 36:34:01/10-1292 об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 36:34:0104001:12, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. Инютинский, 59.
Для восстановления нарушенного права оспариваемым актом, заявитель просил суд обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Воронежской области просит решение и постановление суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей кооператива, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением исполкома Воронежского городского совета народных депутатов от 17.07.1990 г. N 214/8 кооперативу "Чайка" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 1,5 га, расположенный на прибрежной территории водохранилища в районе пер. Инютинского, для стоянки маломерных судов.
На право пользования указанным земельным участком кооперативу "Чайка" выдан государственный акт от 29.07.1991 г. А-I N 614672, согласно которому площадь предоставленного земельного участка составляет 1,70 гектаров.
При обследовании местоположения объекта на местности , земельному участку присвоен почтовый адрес: г. Воронеж, Железнодорожный район, пер. Инютинский, д. 59.
На основании решения Управления Роснедвижимости по Воронежской области от 30.04.2010 г. N 36:34:01/10-881 в реестр объектов недвижимости внесены сведения о вышеуказанном земельном участке как о ранее учтенном земельном участке в кадастровом квартале 36:34:01104001.
В связи с постановкой на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 36:34:01104001:12. Площадь земельного участка указана в размере 15 000 кв.м.
При этом, границы указанного земельного участка не устанавливались.
На основании заявления ПЛК "Чайки" (заказчик) кадастровый инженер ООО "Геоцентр" выполнил землеустроительные работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:01104001:12 в целях уточнения местоположения границ и площади этого участка.
Как следует из межевого плана, площадь спорного участка составляет 15 578 кв.м.
Для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части его границ и площади ПЛК "Чайка" обратился в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Решением Управлениея Росреестра от 02.07.2010 г. N 36:34:01/10-1292 отказано в кадастровом учете указанных изменений объекта недвижимости.
Не согласившись с указанным решением регистрационного органа, Кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным вышеназванного решения, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу частей 2-6 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 данного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии пунктами 5, 6 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 данного Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Согласно пункту 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (п.п. 10, 11 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 27 Закона N 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Как видно из решения исполкома Воронежского городского совета народных депутатов от 17.07.1990 г. N 214/8 кооперативу "Чайка" предоставлен земельный участок площадью 1,5 га.
Из государственного акта на право пользования землей от 29.07.1991 г. А-I N 614672 видно, что площадь земельного участка, предоставленного заявителю, составляет 1,7 га.
При производстве землеустроительных работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 36:34:01104001:12 фактическая площадь этого участка составила 15 578 кв.м.
Расхождение между уточненной площадью и площадью этого участка внесенной 30.04.2010 г. в состав сведений государственного кадастра, не превышает 10%.
При этом местоположение границ спорного земельного участка определялось посредством определения координат характерных точек границ, с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе, а также с учетом фактического землепользования.
Допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении кадастровым инженером порядка установления границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:01104001:12, регистрирующим органом не представлено.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно признал оспариваемое решение недействительным.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А14-11046/2010/338/22 оставить без изменений, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (п.п. 10, 11 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 27 Закона N 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2011 г. N Ф10-3028/11 по делу N А14-11046/2010/338/22
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3028/11
05.08.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1429/11
22.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-861/12
31.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-861/12
19.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3028/11
29.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1429/11
15.02.2011 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-11046/10