Дело рассмотрено 26.09.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ключниковой Н.В.
судей:
Шелудяева В.Н.
Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" (ОГРН 1025006174710, ул. Октябрьской революции, д. 6, г. Смоленск, 214000),
от администрации муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновский район Смоленской области (ул. Ленина, д. 3, г. Сафоново, Смоленская область, 215500),
3-их лиц:
от территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (пл. Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008),
от департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (пл. Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008)
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновский район Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2011 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 (судьи Дайнеко М.М., Токарева М.В., Сентюрина И.Г.) по делу N А62-5890/2010,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центральная Телекоммуникационная компания" (далее - ОАО "ЦентрТелеком", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации муниципального образования "Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области" (далее - Администрация, городское поселение, муниципальное образование) об обязании принять в муниципальную собственность городского поселения квартиру N 1, расположенную по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Городская, д. 34а (уточненное требование).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области и Департамент имущественных и земельных отношений по Смоленской области.
Решением суда от 25.03.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление судов в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспаривамых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в процессе приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Смоленской области в 1994 году было создано АООТ "Смоленсксвязьинформ", которое в 1996 году в связи с изменением организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ, введенным в действие с 01.01.1995, и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" было преобразовано в ОАО "Смоленсксвязьинформ".
Планом приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", утвержденным комитетом по управлению Госимуществом Смоленской области 17.03.1994, предусмотрен укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, в который включено недвижимое имущество - жилые дома на сумму 1847 тысяч рублей (по остаточной стоимости на 01.07.1992). Указанные объекты жилищного фонда переданы на баланс государственному предприятию связи и информатики "Россвязьинформ" Смоленской области согласно договору передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование от 18.01.1994, в том числе, спорная квартира, построенная в 1982 году.
В 2002 году в результате реорганизации ОАО "Смоленсксвязьинформ" в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком" создан филиал "СмоленскТелеком", являющийся правопреемником ОАО "Смоленсксвязьинформ" по договору присоединения от 22.02.2002 N 306-ДО и передаточному акту.
В 2004 году филиал "СмоленскТелеком" переименован в Смоленский филиал ОАО "ЦентрТелеком".
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о принятии в муниципальную собственность муниципального образования "Сафоновское городское поселение" Сафоновского района Смоленской области следующего объекта социально-культурного и коммунально - бытового назначения: квартиру, расположенную по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Городская, д. 34а, кв. 1.
В связи с бездействием органа местного самоуправления ОАО "ЦентрТелеком" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 95 Гражданского кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей на дату создания (постройки) спорного имущества, основной городской жилищный фонд являлся собственностью государства.
Разграничение прав собственности на государственное имущество, созданное до 1991 года регламентируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N3020-1).
По смыслу пункта 2 Постановления N 3020-1, в его взаимосвязи с п. 1 Приложения 3 к указанному постановлению, объекты созданного до 1991 года государственного жилищного фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 11.01.2011 спорный объект находятся в федеральной собственности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Спорный объект в соответствии с вышеназванными нормами не относится к категориям объектов, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
При этом Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, которым регулируется порядок передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную путем издания уполномоченным органом соответствующего распоряжения, предусмотрена возможность передачи в административном порядке указанных объектов на основании предложения муниципального образования.
Поскольку обязанность по передаче и принятию объектов, подлежащих нахождению в муниципальной собственности, определена законодателем императивно и не обусловлена возложением исключительно на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде представления технической документации на передаваемые объекты, то отсутствие, как в данном случае, предложения муниципального образования осуществить передачу спорного объекта путем издания соответствующего распоряжения не представляется возможным, такая передача решается лишь в судебном порядке, а поэтому настоящее обращение Общества направлено на реализацию вышеизложенных нормативных положений с целью освобождения данной организации от несвойственный ей функций социального и культурно-бытового характера, связанных с содержанием жилого фонда социального назначения, и не может расцениваться как действия по распоряжению федеральной собственностью.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права, при отсутствии нарушения процессуальных норм.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Администрации по рассмотренным вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, муниципальное образование повторяет все то, на что ссылалось ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу N А62-5890/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 2 Постановления N 3020-1, в его взаимосвязи с п. 1 Приложения 3 к указанному постановлению, объекты созданного до 1991 года государственного жилищного фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
...
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
...
Спорный объект в соответствии с вышеназванными нормами не относится к категориям объектов, относящихся к федеральной собственности, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
При этом Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, которым регулируется порядок передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную путем издания уполномоченным органом соответствующего распоряжения, предусмотрена возможность передачи в административном порядке указанных объектов на основании предложения муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2011 г. N Ф10-3264/11 по делу N А62-5890/2010