Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 сентября 2011 г. N Ф10-4071/09 по делу N А08-1974/2009-16
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2009 г. N А08-1974/2009-16 и от 5 октября 2010 г. по делу N А08-1974/2009-16
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ермакова М.Н.
судей:
Леоновой Л.В.
Шуровой Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании:
Кузововой Н.А.
от ООО "ОНП"
308015, г. Белгород,
ул. Чичерина, 54
ОГРН 1023101640242
не явились, извещены надлежаще,
от Белгородской таможни
308000, г. Белгород,
ул. Н.Чумичова, 9а
ОГРН 1023101682966
Масловой О.Н. - представителя
(дов. от 05.04.11 г. N 03-51/46),
Ивановой М.Е. - представителя
(дов. от 29.07.11 г. N 03-51/98),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.03.11 г. (судья З.М. Танделова) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.11 г. (судьи Н.Д. Миронцева, Е.А. Семенюта, А.И. Протасов) по делу N А08-1974/2009-16,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОНП" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Белгородской таможни от 03.03.09 г. N 10101000-25-32/108 о классификации товаров - гусеничных тягачей на базе МТ-ЛБ, МТ-ПЛБ в соответствии с ТН ВЭД России и признании незаконным требования от 10.03.09 г. N 39 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.03.11 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.11 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Белгородская таможня просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей таможенного органа, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ООО "Регионторг" по грузовой таможенной декларации N 10101060/250908/0008543 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТПЛБ - 2 штуки, МТЛБ - 4 штуки, после проведения работ по демилитаризации и предпродажной подготовки.
Таможенное оформление товара осуществлялось в соответствии с договором от 02.06.05 г. N 0232/00-10101/100013-05-003 таможенным брокером - Обществом, указавшим в графе 33 ГТД код 870130 90 00 ТН ВЭД России, что соответствует позиции "Тракторы гусеничные".
Белгородским западным таможенным постом было принято решение о подтверждении классификационного кода ТН ВЭД России.
Проведя общую таможенную ревизию ООО "Регионторг", Белгородская таможня пришла к выводу, что основным предназначением транспортно-гусеничных машин МТЛБ является перевозка людей и грузов в сложных природно-климатических условиях, в связи с чем эти машины не соответствуют понятию "трактор" и примечанию N 2 к группе 87 ТН ВЭД России, а декларантом заявлены недостоверные сведения о коде товара, повлиявшие на уплату таможенных платежей.
03.03.09 г. Белгородской таможней принято решение N 10101000-25-32/108 о классификации импортированного товара в иной субпозиции - 870422 99 03 (моторно-транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет), определенной с использованием четвертого правила интерпретации ТН ВЭД России.
На основании указанного решения, таможенному брокеру предъявлено требование от 10.03.09 г. N 39 об уплате таможенных платежей на общую сумму 8315732 руб.
Общество, полагая, что решение от 03.03.09 г. N 10101000-25-32/108 и требование от 10.03.09 г. N 39 нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. Декларирование производится путем заявления декларантом или таможенным брокером таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и иных сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании подлежат классификации, то есть, в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.06 г. N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" установлено, что Таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Из Постановления Правительства РФ от 27.11.06 г. N 718 следует, что классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется с учетом следующих Основных правил интерпретации (далее - ОПИ): названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями пунктов 2-6 Основных правил интерпретации.
При этом в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, согласно подпункту "а" пункта 3 правил предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Правила 3а или 3б, должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правилом 4 предусмотрено, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. То есть указанное правило применяется в том исключительном и последнем случае, когда определить код товара в соответствии с ТН ВЭД не представляется возможным всеми остальными доступными способами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ввезенные ООО "Регионторг" машины были демилитаризованы, в связи с чем утратили боеспособность, а, следовательно, и свое основное назначение. С учетом этого данная техника правомерно не была классифицирована Обществом по коду ТН ВЭД России 8710 00 000 0.
Декларируя ввезенный товар, Общество указало классификационный код 8701 30 900 0 ТН ВЭД, которому в соответствии с Таможенным тарифом соответствует наименование позиции "Тракторы гусеничные прочие".
Белгородская таможня, принимая оспариваемое решение, руководствовалась четвертым правилом интерпретации ТН ВЭД и классифицировала ввезенный товар по коду 8704 22 990 3 - моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет.
Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД в данной группе термин "тракторы" означает транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
В данную товарную позицию включаются тракторы (кроме тягачей, используемых на железнодорожных платформах, включаемых в товарную позицию 8709) различных типов (тракторы для сельскохозяйственных работ или для лесного хозяйства, дорожные тягачи, тяжелые тракторы для строительных и земляных работ, тракторы, оборудованные лебедками, и т.д.) независимо от типа их привода (двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель и т.д.).
Тракторы данной товарной позиции могут иметь кузов или сиденья для экипажа, или кабину. Они могут быть оборудованы инструментальным ящиком, иметь возможность поднимать и опускать навесные сельскохозяйственные орудия, иметь тягово-сцепное устройство для прицепов или полуприцепов (например, на рамах и аналогичных тяговых устройствах) или вал отбора мощности для привода таких устройств, как молотилки и циркулярные пилы.
В данную товарную позицию включаются тракторы, оборудованные лебедками (то есть применяемые для вытаскивания застрявших транспортных средств; для корчевания и вывоза деревьев или для буксировки сельскохозяйственных орудий).
Таким образом, основным назначением трактора является буксировка или толкание других транспортных средств, устройств или грузов. При этом не исключается оснащение тракторов дополнительными приспособлениями для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
Товарная позиция 8704 распространяется на моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов.
Как правильно указали суды, для правильного разрешения настоящего дела существенным является определение основного предназначения ввезенных ООО "Регионторг" транспортных средств - перевозка грузов или их буксировка, толкание.
При этом предназначение транспортного средства следует определять исходя из тех технических характеристик этого транспортного средства, которые объективно существовали на момент ввоза, а не гипотетически могли быть приобретены после дополнительных доработок.
Материалами дела подтверждается, что ввезенная ООО "Регионторг" техника представляет собой демилитаризованные транспортно-гусеничные машины.
Согласно Техническому описанию и инструкции по эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача, разработанному Министерством обороны СССР, легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 тонн, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей. В соответствии с тактико-техническими характеристиками тягача его масса в рабочем состоянии составляет около 9700 кг, грузоподъемность - от 2000 до 2500 кг в зависимости от условий эксплуатации, масса буксируемого прицепа - до 6500 кг также в зависимости от условий эксплуатации, количество посадочных мест в кабине (включая водителя) и в кормовом отсеке - 2 и 11 соответственно.
На основании письма Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.09 г. N 236/67, демилитаризованные транспортеры-тягачи типа МТ-ЛБ могут быть использованы в качестве тягачей указанных выше прицепов, а также базы под монтаж различного оборудования.
Судами установлено, что при демилитаризации транспортных средств дополнительные багажники для перевозки грузов на внешней части корпуса не устанавливались, также как и не вносились никакие иные изменения в технические характеристики транспортных средств, первоначально предназначенных для буксировки в военных целях и размещения различного вооружения, систем связи и иного военного оборудования, увеличивающих их грузоподъемность или количество сидячих мест в ущерб возможности буксировки.
Учитывая изложенное, предназначением машин с низкой скоростью движения, большой мощностью двигателя и высокой проходимостью, непригодных для передвижения по дорогам общего пользования с твердым покрытием, оборудованных приспособлениями для буксировки прицепов, даже при наличии внутри корпусов этих машин свободного места, пригодного для размещения дополнительного груза, и внешних багажников незначительной емкости, является использование данной техники для буксировки тяжелых грузов, а не для их перевозки.
Исходя из указанной совокупности технических и функциональных характеристик, суды пришли к обоснованному выводу о том, что транспортные гусеничные машины на базе демилитаризованных тягачей типа МТ-ЛБ наиболее сходны с категорией "тракторы", классифицируемой в товарной позиции 8701.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то обстоятельство, что Белгородской таможней не представлено доказательств обоснованности применения к товару, задекларированному Обществом, товарной позиции 8704 22 990 3 ТН ВЭД.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции таможенного органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 5 марта 2011 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2011 года по делу N А08-1974/2009-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что при демилитаризации транспортных средств дополнительные багажники для перевозки грузов на внешней части корпуса не устанавливались, также как и не вносились никакие иные изменения в технические характеристики транспортных средств, первоначально предназначенных для буксировки в военных целях и размещения различного вооружения, систем связи и иного военного оборудования, увеличивающих их грузоподъемность или количество сидячих мест в ущерб возможности буксировки.
Учитывая изложенное, предназначением машин с низкой скоростью движения, большой мощностью двигателя и высокой проходимостью, непригодных для передвижения по дорогам общего пользования с твердым покрытием, оборудованных приспособлениями для буксировки прицепов, даже при наличии внутри корпусов этих машин свободного места, пригодного для размещения дополнительного груза, и внешних багажников незначительной емкости, является использование данной техники для буксировки тяжелых грузов, а не для их перевозки.
Исходя из указанной совокупности технических и функциональных характеристик, суды пришли к обоснованному выводу о том, что транспортные гусеничные машины на базе демилитаризованных тягачей типа МТ-ЛБ наиболее сходны с категорией "тракторы", классифицируемой в товарной позиции 8701.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то обстоятельство, что Белгородской таможней не представлено доказательств обоснованности применения к товару, задекларированному Обществом, товарной позиции 8704 22 990 3 ТН ВЭД."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2011 г. N Ф10-4071/09 по делу N А08-1974/2009
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1974/09
29.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4071/09
20.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2369/09
05.03.2011 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1974/09
05.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-1974/2009-16
28.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А08-1974/2009-16