Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2011.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.
судей:
Ключниковой Н.В.,
Шелудяева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2011 (судья Пряхина Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Сергуткина В.А.) по делу N А64-221/2011,
при участии в заседании представителей:
от Общественной организации "Тамбовское областное общество охотников и рыболовов (г. Тамбов, ул. Комсомольская, д. 29, ОГРН 1026800001051) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Советская, д. 66, ОГРН 1086829000147) - Пономаревой А.Э. (дов. от 15.10.2010 N 709, пост.),
от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация "Тамбовское областное общество охотников и рыболовов" (далее - Общество охотников и рыболовов) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области (далее - Тамбовоблохотуправление), выразившихся в направлении письма от 11.11.2010 N 787, содержащего требование иметь копию платежного документа об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей при обращении в Тамбовоблохотуправление для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2011 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Тамбовоблохотуправления, выразившиеся в направлении письма от 11.11.2010 N 787, содержащего требование иметь копию платежного документа об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей при обращении в Тамбовоблохотуправление для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, как несоответствующие пп. 96 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Тамбовоблохотуправление просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом охотников и рыболовов требований. Управление считает, что бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности с учетными серией и номером, выдача которого приравнивается к юридически значимым действиям, следовательно лица, обращающиеся в Тамбовохотуправление с заявлением о выдаче бланков разрешений в соответствии с правовыми нормами главы 25.3 НК РФ должны уплачивать государственную пошлину.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, представленном третьим лицом, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя Тамбовоблохотуправления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области письмом от 11.11.2010 N 787 до сведения охотпользователей Тамбовской области доведена информация о необходимости в соответствии со статьей 333.16 НК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.11.2010 N ВС-06-01-27/8350 при обращении в Тамбовоблохотуправление для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов необходимо иметь копию платежного документа об оплате государственной пошлины в сумме 400 руб. за одно разрешение.
Посчитав действия Тамбовохотуправления о требовании уплаты госпошлины при обращении с заявлением о выдаче бланков разрешений незаконными и нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество охотников и рыболовов обратилось в арбитражный суд.
Признавая оспоренные заявителем действия Тамбовохотуправления незаконными, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выдаваемый Тамбовоблохотуправлением, документом, по смыслу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о вынесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за выдачу которого подпунктом 96 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины, не является. Госпошлина подлежит уплате за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира, а не за получение бланков для последующего оформления разрешений.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц - незаконными при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется вступившим в законную силу с 01.04.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч. 3 ст. 8 Закона N 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у юридических и физических лиц с момента получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, возникающее у физических и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 209-ФЗ, с момента выдачи указанного разрешения, поскольку любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Частью 2 ст. 31 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 данного Закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в ч. 1 данной статьи.
Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121 утвержден порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок), согласно п. 8 которого к заявке на выдачу бланков разрешений прилагаются: копия охотхозяйственного соглашения, заверенная в установленном законодательством порядке; копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном законодательством порядке, - для юридического лица, заключившего охотхозяйственное соглашение; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенная в установленном законодательством порядке, - для индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение.
Таким образом, указанный пункт содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Копия платежного документа об оплате государственной пошлины не входит в этот перечень документов.
В соответствии с разъяснениями Минфина России от 22.04.2010 N 03-05-04-03/42 за предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по их заявкам органами государственной власти бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов уплата государственной пошлины не определена.
Как правильно указали суды, названный Порядок различает документы - бланк разрешения на охоту и разрешение на охоту. Первый согласно пункту 5 Порядка выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти, второй в соответствии с пунктом 4 Порядка выдается физическим лицам. Материалы приложения к заявке на выдачу этих документов также различны: для выдачи бланков разрешений определенны пунктом 8 Порядка, для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов - пунктом 20 Порядка.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность уплачивать государственную пошлину за выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно п. 20 Порядка выдача разрешений осуществляется на основании предъявляемых заявителем (физическим лицом) охотничьего билета, основного документа, подтверждающего личность, и документа, подтверждающего оплату сбора. При выдаче разрешения уполномоченным органом заявитель также представляет документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за представления разрешения на добычу объектов животного мира.
Исходя из системного анализа норм законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов не является документом, за выдачу которого предусмотрена уплата государственной пошлины.
В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина подлежит уплате за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а не за получение бланков для последующего оформления разрешений.
Действия Тамбовоблохотуправления, выразившиеся в указании в письме от 11.11.2010 требования о предоставлении копии платежного документа об оплате государственной пошлины при подаче заявки на получение бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, обоснованно признаны судами обеих инстанций незаконными.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по делу N А64-221/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, названный Порядок различает документы - бланк разрешения на охоту и разрешение на охоту. Первый согласно пункту 5 Порядка выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти, второй в соответствии с пунктом 4 Порядка выдается физическим лицам. Материалы приложения к заявке на выдачу этих документов также различны: для выдачи бланков разрешений определенны пунктом 8 Порядка, для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов - пунктом 20 Порядка.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность уплачивать государственную пошлину за выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно п. 20 Порядка выдача разрешений осуществляется на основании предъявляемых заявителем (физическим лицом) охотничьего билета, основного документа, подтверждающего личность, и документа, подтверждающего оплату сбора. При выдаче разрешения уполномоченным органом заявитель также представляет документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за представления разрешения на добычу объектов животного мира.
Исходя из системного анализа норм законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов не является документом, за выдачу которого предусмотрена уплата государственной пошлины.
В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина подлежит уплате за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а не за получение бланков для последующего оформления разрешений."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2011 г. N Ф10-3281/11 по делу N А64-221/2011