Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 сентября 2011 г. N Ф10-3137/11 по делу N А14-5410/2010
См. также определение ФАС ЦО от 10 августа 2011 г. N Ф10-3137/11 по делу N А14-5410/2010/180/10 и постановление ФАС ЦО от 3 сентября 2012 г. N Ф10-3137/11 по делу N А14-5410/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Шелудяева В.Н.,
судей:
Панченко С.Ю.,
Стрегелевой Г.А.,
При участии в судебном заседании:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства Здобниковой Татьяны Александровны
ОГРН 2073667251810
Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, пер. Пролетарский, д. 12
- Здобниковой Т.А. - глава КФХ,
Постановление администрации Новоусманского района от 03.03.1993 N 114
- Левашова Д.Ю. - адвоката, по доверенности от 19.04.2011, N 36 АВ 0307196,
от Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области
Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань,ул. Советская, д. 1
- не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива" г. Воронеж, ул. Солнечная, д. 25, оф. 10
- Матыцына С.Д. - представитель по доверенности от 02.09.2011 б/н,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
г. Воронеж, ул. Донбасская, д. 2
- не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области
г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.2
- не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2010 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-5410/2010/180/10,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское-фермерское хозяйство Здобниковой Татьяны Александровны (далее - КФХ Здобниковой Т.А.) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением:
- о признании недействительным постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 12.03.2008 г. N 364;
- о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области и Управления Росреестра по Воронежской области, связанных с внесением 26.05.2008 г. изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
Решением арбитражного суда от 08.12.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично. Судом признано недействительным постановление администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 12.03.2008 N 364 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка" и признаны незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области по внесению 26.05.2008 г. изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Новоусманская Нива" просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, КФХ Здобниковой Т.А. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 12 га с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005 (договор аренды от 08.12.2002 г. N 19 со сроком действия до 09.12.2051 г.).
Смежным землепользователем по отношению к вышеназванному земельному участку являлось КФХ "Дубрава" и которому на праве аренды принадлежал земельный участок, площадью 50 га с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 (договор аренды от 29.11.2004 г. N 31 сроком действия до 28.11.2053 г.).
Земельные участки, принадлежащие КФХ Здобниковой Т.А. и КФХ "Дубрава" имели общие границы и не пересекались.
На основании договора купли-продажи от 22.05.2007 г. N 99 главой КФХ "Дубрава" Мануковским А.А. земельный участок, площадью 50 га с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 приобретен в собственность.
Мануковский А.А., являясь единственным учредителем ООО "Новоусманская Нива", решением от 15.12.2007 г. N 1 внес принадлежащий ему земельный участок в качестве вклада в уставный капитал ООО "Новоусманская Нива".
Постановлением администрации Новоусманского муниципального района от 12.03.2008 г. N 364 утверждены изменения границ и конфигурации земельного участка, общей площадью 50 га, с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
Основанием для принятия указанного акта послужили результаты межевания данного участка.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области 26.05.2008 г. принято решение о проведении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
При проведении работ по постановке принадлежащего КФХ Здобниковой Т.А. земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005 на кадастровый учет в местной системе координат, главе КФХ Здобниковой Т.А. стало известно о допущенном нарушении границ и конфигурации ее земельного участка при проведении кадастрового учета изменений границ вышеуказанного участка.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения КФХ Здобниковой Т.А. в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта, действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (статья 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 17 Федерального закона N 78-ФЗ от 18.06.2001 "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка Мануковского А.А. и вынесения оспариваемого постановления) установлено, что межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства (утверждено Постановлением Правительства РФ 07.06.2002 N 396, действовало на момент проведения межевания земельного участка Мануковского А.А., вынесения оспариваемого постановления и внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08.11.2007) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 г. утверждены Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (с изменениями, действуют и в настоящее время), повторяющие вышеуказанные положения Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 396.
Согласно подпунктам 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., определение границ объектов землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Исходя из положений данных норм определение границ земельного участка и их согласование должны проводиться в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.
В соответствии с нормами действующего с 01.03.2008 г. Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 39 закона), также установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Как следует из материалов дела, о проведении межевания земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011, Здобникова Т.А., как смежный землепользователь, не оповещалась и границы земельного участка с ней не согласовывались.
Таким образом, оспариваемым постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 12.03.2008 г. N 364 утверждены границы и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011, определение которых осуществлялось с нарушением действующего законодательства.
Факт наложения вышеуказанного земельного участка на принадлежащий Здобниковой Т.А., земельный участок с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005 материалами дела подтвержден и не оспаривается органами кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно статье 7 Закона относится и описание местоположения границ земельного участка.
Согласно совокупности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 22, пункта 3 статьи 38 и пунктов 1-3 статьи 39 указанного Федерального закона, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план, содержащий сведения о согласовании местоположения границ смежных земельных участков либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка в установленном законом порядке.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если (статья 27 Федерального закона N 221-ФЗ): заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; при уточнении границ земельного участка нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, осуществляя функции органа кадастрового учета, обязано было отказать в осуществлении кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011, так как процедура согласования и установления границ этого участка проведена с нарушением установленного порядка.
При таких обстоятельствах спора и с учетом требований вышеперечисленных норм действующего законодательства, суд обоснованно признал незаконными оспариваемые постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 12.03.2008 г. N 364 и действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области по внесению 26.05.2008 г. изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими документами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А14-5410/2010/180/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Новоусманская Нива" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно статье 7 Закона относится и описание местоположения границ земельного участка.
Согласно совокупности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 22, пункта 3 статьи 38 и пунктов 1-3 статьи 39 указанного Федерального закона, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план, содержащий сведения о согласовании местоположения границ смежных земельных участков либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка в установленном законом порядке.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если (статья 27 Федерального закона N 221-ФЗ): заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; при уточнении границ земельного участка нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2011 г. N Ф10-3137/11 по делу N А14-5410/2010/180/10
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
02.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
03.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
21.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
10.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
06.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
21.03.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
08.12.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5410/10