06 мая 2011 г. |
Дело N А14-5410/2010/180/10 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии:
от КФХ Здобниковой Татьяны Александровны: Здобниковой Т.А.; Левашева Д.Ю., представителя по доверенности N 0307196 от 19.04.2011,
от администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области: Долгополовой Н.В., представителя по доверенности N 88 от 18.03.2011,
от общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива": Матыцына С.Д., представителя по доверенности б/н от 11.04.2011,
от Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Секирина А.И., представителя по доверенности N 333-д от 30.12.2010,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2010 по делу N А14-5410/2010/180/10 (судья М.С. Есакова), по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Здобниковой Татьяны Александровны к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, Управлению Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области о признании незаконным постановления N 364 от 12.03.2008; о признании незаконным и отмене действий по внесению изменений от 26.05.2008 (изменение границ земельного участка) в кадастровый учет земельного участка 36:16:5400003:0011, при участии в деле третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива".
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское - фермерское хозяйством Здобниковой Татьяны Александровны (далее - КФХ Здобниковой Т.А., заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Воронежской области и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - управление Росреестра по Воронежской области) по внесению изменений от 26.05.2008 (изменение границ земельного участка) в кадастровый учет земельного участка 36:16:54 00 003:0011, просила суд обязать восстановить запись о земельном участке с кадастровым номером 36:16:54 00 003:11, прошедшей кадастровый учет 24.11.2004.
С учетом объединения дел N А14-2143/2010/83/10 и N А14-5410/2010/180/10 в рамках настоящего дела рассматривались требования КФХ Здобниковой Т.А. о признании незаконным постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее - администрация) от N 364 от 12.03.2008; признании незаконными и отмене действий ФГУ "ЗКП" по Воронежской области и управления Росреестра по Воронежской области по внесению изменений от 26.05.2008 (изменение границ земельного участка) в кадастровый учет земельного участка 36:16:54 00 003:0011. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит суд обязать Администрацию отменить оспариваемое постановление, а уполномоченные органы - восстановить запись о земельном участке с кадастровым номером 36:16:54 00 003:11 прошедшей кадастровый учет 24.11.2004.
Определением от 30.06.2010 по делу N А14-2143/2010/83/10 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области на его правопреемника - управление Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива" (далее - ООО "Новоусманская Нива", Общество).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2010 по делу N А14-5410/2010/180/10 (с учетом определения об исправлении опечатки от 18.02.2011) заявленные требования удовлетворены частично, постановление администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области N 364 от 28.03.2008 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка" признано недействительным, суд обязал администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области устранить допущенные постановлением N 364 от 12.03.2008 нарушения прав и законных интересов крестьянского фермерского хозяйства Здобниковой Т.А., отменив постановление N 364 от 12.03.2008; действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области по внесению 26.05.2008 изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 в части изменения границ земельного участка признаны незаконными, суд обязал Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов крестьянского фермерского хозяйства Здобниковой Т.А., допущенные действиями по внесению 26.05.2008 изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 в части изменения границ земельного участка, исключив из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 записи от 26.05.2008. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области и общество с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива"обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы ООО "Новоусманская Нива" ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что к моменту вынесения решения земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 не существовало, данный участок был разделен, и в собственности ООО "Новоусманская Нива" остался только земельный участок занятый дорогами и коммуникациями, остальные земельные участки были проданы гражданам для осуществления индивидуального строительства. Кроме того, по мнению Общества заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение с заявлением в суд.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители крестьянского (фермерского) хозяйства Здобниковой Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы. Считает, что постановление администрации N 364 от 12.03.2008 об утверждении границ земельного участка послужило основанием для проведения землеустроительных работ, подготовки землеустроительного дела по установлению на местности проектных границ земельного участка, поскольку было вынесено до проведения землеустроительных работ. В связи с чем, вывод суда о не соответствии постановления статье 69 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным.
Представители КФХ Здобниковой Т.А. против доводов апелляционных жалоб возражали, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" явку представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыва на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГУ "Земельная кадастровая палата", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 21.04.2011 объявлялся перерыв до 28.04.2011.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Новоусманского района Воронежской области от N 114 от 03.03.1993 КФХ Здобниковой Т.А. в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа предоставлен земельный участок площадью 10 га пашни из фонда перераспределения земель ТОО "Родина" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области N 749 от 09.12.2002 "О предоставлении земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам" утверждены материалы по уточнению границ и размеров земельных участков, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в том числе и предоставленного КФХ Здобниковой Т.А. земельного участка, площадь которого составила 12 га.
08.12.2002 между Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области заключен договор аренды земельного участка N 19, сроком с 09.12.2002 по 09.12.2051.
Земельный участок КФХ Здобниковой Т.А. площадью 12 га поставлен на государственный кадастровый учет в условной системе координат 16.01.2003 с присвоением кадастрового номера 36:16:54 00 003:0005.
В установленном законом порядке договор зарегистрирован в УФРС по Воронежской области (в настоящее время - управление Росреестра по Воронежской области), номер регистрационной записи 36-36-17/01912007-202.
В 2002 году началось оформление прав гражданина Мануковского А.А. - в дальнейшем главы КФХ "Дубрава" на смежный земельный участок.
Постановлением администрации Новоусманского района Воронежской области N 651 от 23.10.2002 "О предоставлении земельных участков гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств и производства сельскохозяйственной продукции" Мануковскому А.А. в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлен земельный участок, площадью 50 га пашни из земель районного фонда перераспределения в границах СХА "Родина" сроком на 49 лет.
Постановлением Администрации района N 516 от 28.08.2003 зарегистрировано КФХ "Дубрава", главой которого утвержден Мануковский А.А.
В целях формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет для КФХ "Дубрава" были проведены землеустроительные работы.
Поскольку согласно описанию земельных участков КФХ Здобниковой Т.А. и КФХ "Дубрава" - глава Мануковский А.А. данные земельные участки имели общие границы и не пересекались, а координатные точки земельного участка Здобниковой Т.А. в условной системе координат были тождественны координатным точкам земельного участка Мануковского А.А. в местной системе координат, Здобниковой Т.А. 17.11.2004 был подписан акт согласования границ земельного участка КФХ "Дубрава".
Земельный участок КФХ "Дубрава" - глава Мануковский А.А. поставлен на государственный кадастровый учет в местной системе координат 24.11.2004 с присвоением кадастрового номера 36:16:54 00 003:0011.
Постановлением Администрации района N 623 от 07.10.2004 земельному участку Мануковского А.А. присвоен адрес: Воронежская область, Новоусманский район, в 4,8 км от центра села Новая Усмань по направлению на северо-восток.
29.11.2004 между Комитетом по экономике и управлению имуществом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области и Мануковским А.А. заключен договор N 31 аренды земельного участка, площадью 50 га, сроком до 28.11.2053. Данный договор зарегистрирован в УФРС по Воронежской области в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области N 600 от 31.07.2006 (в редакции постановления Администрации Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области N 821 от 25.10.2006) земельному участку Здобниковой Т.А. присвоен адрес: Воронежская область, Новоусманский район, в 5,3 км от центра села Новая Усмань (в северной части СХА (колхоз) "Родина").
22.05.2007 между Комитетом по экономике и управлению имуществом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области и главой КФХ "Дубрава" Мануковским А.А. заключен договор N 99 купли-продажи переданного Мануковскому А.А. на праве аренды земельного участка.
Решением N 1 единственного учредителя ООО "Новоусманская Нива" от 15.12.2007 Мануковский А.А. внес принадлежащий ему земельный участок в качестве вклада в уставный капитал ООО "Новоусманская Нива", право собственности которого на этот земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 36-АВ 685049 от 29.12.2009.
Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области вынесено постановление N 364 от 12.03.2008 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка", которым утверждены изменения границ и конфигурация земельного участка, общей площадью 50 га, с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, в 4,8 км от центра с.Новая Усмань по направлению на северо-восток, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Мануковскому А.А. на праве собственности.
Данное постановление послужило основанием для принятия ФГУ "ЗКП" по Воронежской области 26.05.2008 решения о проведении учета изменений земельного участка и фактического внесения изменений в государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011.
При проведении работ по постановке принадлежащего Здобниковой Т.А. земельного участка на государственный кадастровый учет в местной системе координат глава КФХ Здобникова Т.А. узнала о том, что по результатам изменения границ и конфигурации земельного участка Мануковского А.А. фактически и по документам произошло наложение вышеуказанного земельного участка на принадлежащий ей на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005.
Наложение произошло на площади около 7 га.
Не согласившись с постановлением Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области N 364 от 12.03.2008 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка", а также действиями уполномоченного органа по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, считая, что их совершением были нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, как арендатора смежного земельного участка, КФХ Здобниковой Т.А. обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным постановления администрации N 364 от 12.03.2008 и признания незаконным действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области по внесению 26.05.2008 изменений в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 в части изменения границ земельного участка, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности оснований, необходимых в силу статьи 198 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого действия и недействительным оспариваемого постановления.
Суд также счел, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления в арбитражный суд КФХ Здобниковой Т.А. не пропущен.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции верными исходя из следующего.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта, действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (статья 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исследовав вопрос о пропуске КФХ Здобниковой Т.А. срока, суд первой инстанции правомерно сделал выводы о том, что срок для обращения в арбитражный суд заявителем с рассмотренными требованиями не пропущен.
При этом доказательств, опровергающих данные выводы суда Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области, ФГУ "ЗКП" по Воронежской области, управлением Росреестра по Воронежской области и ООО "Новоусманская Нива" не представлено.
Факт существенного наложения земельных участков с кадастровыми номерами 36:16:54 00 003:0005 и 36:16:54 00 003:0011 друг на друга подтвержден материалами дела, в частности межевым планом от 01.03.2010 подготовленным по заявке Здобниковой Т.А. закрытым акционерным обществом НПП "ГЕОСЕРВИС", и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Аналогичный вывод о наложении земельных участков (наложение на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011), как верно отметил суд области, сделан управлением Роснедвижимости по Воронежской области в решении N 16/10-2243 от 06.05.2010 "Об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости", принятом в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005.
С учетом имеющихся в материалах дела кадастровых выписок с приложением схем границ земельного участка (с 2003 года по 2010 год) Скуд указал, что существенное изменение конфигурации земельного участка Мануковского А.А. наблюдается именно в 2008 году по результатам вновь проведенного межевания данного участка, а все схемы границ земельного участка Мануковского А.А., вычерченные ранее указанной даты, соответствуют схеме границ земельного участка, согласованной КФХ Здобниковой Т.А. 17.11.2004.
Статьей 17 Федерального закона N 78-ФЗ от 18.06.2001 "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка Мануковского А.А. и вынесения оспариваемого постановления) установлено, что межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельного участка устанавливаются с учетом границ смежных земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства (утверждено Постановлением Правительства РФ 07.06.2002 N 396, действовало на момент проведения межевания земельного участка Мануковского А.А., вынесения оспариваемого постановления и внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08.11.2007) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 утверждены Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (с изменениями, действуют и в настоящее время), повторяющие вышеуказанные положения Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 396.
Согласно подпунктам 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, определение границ объектов землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Исходя из положений данных норм определение границ земельного участка и их согласование должны проводиться в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.
В соответствии с нормами действующего с 01.03.2008 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 39 закона), также установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Между тем КФХ Здобниковой Т.А. в материалы дела была представлена копия землеустроительного дела по установлению на местности проектных границ земельного участка по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, юго-западная часть кадастрового квартала 36:16:54 00 003, по установлению на местности проектных границ земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 (инв. N 15937), исследовав которое, суд первой инстанции установил отсутствие расписок об извещении главы КФХ Здобниковой Т.А. о времени и месте согласования границ земельного участка.
О времени и месте согласования границ была извещена только администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области.
До вынесения Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области постановления N 364 от 12.03.2008 межевание земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 не проводилось.
Не проведение работ по межеванию, целью которых является в том числе согласование его границ, до вынесения спорного постановления влечет нарушение прав смежных землепользователей, в связи с чем, вывод суд о том, что землеустройство в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 по установлению на местности проектных границ данного земельного участка осуществлено с нарушением требований законодательства, регулировавшего спорные правоотношения в указанный период, является верным.
Постановлением администрации Новоусманского района Воронежской области N 364 от 12.03.2008 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка" фактически утверждено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 на земельный участок с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0005.
При таких обстоятельствах суд области правомерно удовлетворил заявленные КФХ Здобниковой Т.А. требования о признании незаконным оспариваемого постановления администрации, возложив на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Администрацией Новоуманского муниципального района Воронежской области в порядке статьи 200 АПК РФ не представлены доказательства правомерности и обоснованности внесения постановления N 364 от 12.03.2008 "Об утверждении границ и конфигурации земельного участка" безусловно нарушившего права КФХ Здобниковой Т.А. в сфере предпринимательской деятельности.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод Администрации района о том, что постановка земельного участка КФХ Здобниковой Т.А. на государственный кадастровый учет в условной системе координат без привязки на местности к пунктам опорно-межевой сети не позволяет определить границы земельного участка на местности, указав, что изменение применяемой уполномоченными органами при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет системы координат не может являться основанием для признания недействительной постановки земельного участка на кадастровый учет по ранее применяемой системе координат и не должно влечь за собой негативные последствия для лица, земельный участок которого поставлен на государственный кадастровый учет в ранее действовавшей системе координат.
Удовлетворение требования КФХ Здобниковой ТА. о признании незаконными и отмене действий ФГУ "ЗКП" по Воронежской области по внесению изменений от 26.05.2008 (изменение границ земельного участка) в кадастровый учет земельного участка 36:16:54 00 003:0011, и отказ в удовлетворении аналогичного требования, заявленного к управлению Росреестра по Воронежской области суд апелляционной инстанции также считает правомерными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (вступил в силу с 01.03.2008) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно статье 7 Закона относится и описание местоположения границ земельного участка.
Согласно совокупности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 22, пункта 3 статьи 38 и пунктов 1-3 статьи 39 указанного Федерального закона, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план, содержащий сведения о согласовании местоположения границ смежных земельных участков либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка в установленном законом порядке.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если (статья 27 Федерального закона N 221-ФЗ): заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; при уточнении границ земельного участка нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
С учетом изложенных норм, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при непредставлении на государственную регистрацию изменений границ и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 36:16:54 00 003:0011 в уполномоченный орган межевого плана, содержащего сведения о согласовании местоположения границ спорных земельных участков либо документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка, уполномоченный орган был обязан отказать в осуществлении кадастрового учета.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, уполномоченный орган не воспользовался предусмотренной статьей 26 Федерального закона N 221-ФЗ возможностью приостановить осуществление кадастрового учета в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. При этом, исходя из системного анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в разных системах координат у уполномоченного органа отсутствует возможность проверки нарушения прав смежных собственников.
Учитывая, что решение от 26.05.2008 о проведении учета изменений земельного участка принято непосредственно Новоусманским филиалом - отделом ФГУ "ЗКП" по Воронежской области и подписано руководителем отдела ФГУ "ЗКП" по Воронежской области в Новоусманском муниципальном районе Воронежской области, при отсутствии каких-либо действий со стороны управления Росреестра по Воронежской области, суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований к управлению Росреестра по Воронежской области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в материалах дела отсутствует постановление администрации, которое суд первой инстанции признал недействительным, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку допущенная судом опечатка при указании в резолютивной части решения даты оспариваемого постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области исправлена определением от 18.02.2011 по настоящему делу.
Доводы, приведенные заявителями апелляционных жалоб фактически повторяют доводы, которые были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов, изложенных в обжалуемом решении, у апелляционной инстанции не имеется.
Иных доводов, с достоверностью свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта апелляционные жалобы ООО "Новоусманская Нива" и Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области не содержат.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы ООО "Новоусманская Нива" по платежному поручениюN 707 от 28.02.2011 излишне уплачена государственная пошлина (2000 рублей, вместо 1000 рублей), пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2010 по делу N А14-5410/2010/180/10 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Новоусманская Нива" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 707 от 28.02.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5410/2010
Истец: Здобникова Татьяна Александровна
Ответчик: Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области, Администрация Новоусмонского муниципального района ВО, Управление агентства кадастра объектов недвижимости по ВО, Управление Росреестра по Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по ВО, ФГУ "ЗЕМЕЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ., ФГУП "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Администрация Новоусманского муниципального р-на ВО, ООО "Новоусманская Нива"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5410/10
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
02.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13923/12
03.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
21.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
10.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3137/11
06.05.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
21.03.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1511/11
08.12.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5410/10