Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ключниковой Н.В.
судей:
Шелудяева В.Н.
Стерегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Магазин N 1" (ОГРН 1027101679362, д. 5 ул. Первомайская, г. Болохово, Киреевский район, Тульская область, 301280),
от администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (д. 4, ул. Титова, г. Киреевск, Тульская область, 301260),
3-го лица:
от межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области (корп. 2, д. 48, Красноармейский пр-т, г. Тула, 300041),
-Данилова С.А. - представителя (доверенность от 15.10.2010),
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Магазин N 1" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2011 (судья Елисеева Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А68-9276/2010,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Магазин N 1" (далее - МУП "Магазин N1", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (далее - администрация) от 20.10.2010 N 932 "О ликвидации Муниципального унитарного предприятия "Магазин N 1" муниципального образования "Киреевский район" Тульской области ".
Решением суда от 04.04.2011 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2011 решение суда от 04.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и постановление судов в связи с неправильным применением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя предприятия, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Киреевский район" от 08.10.1993 N 542 было создано МУП "Магазин N 1".
Согласно п. 1.2 устава Предприятия его учредителем является муниципальное образование Киреевский район.
Целями создания Предприятия являются извлечение прибыли, осуществление розничной торговли, выполнение муниципальных социально-экономических заказов (п. 2.1 устава).
Все имущество Предприятия находится в муниципальной собственности МО "Киреевский район", отражается в самостоятельном балансе и закреплено согласно договору о закреплении муниципального имущества за Предприятием на праве хозяйственного ведения, заключенному между комитетом по управлению имуществом администрации МО "Киреевский район" и Предприятием (п. 3.1 устава).
20 октября 2010 года главой администрации принято постановление N 932 "О ликвидации муниципального унитарного предприятия "Магазин N 1" муниципального образования "Киреевский район" Тульской области ".
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В силу п. 1 ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 1 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусмотрено, что унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Согласно пунктам 5 и 6 части 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Согласно п. 2.5 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Киреевский район (далее - Положение), утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 20.09.2006 N 13-109, глава администрации муниципального образования Киреевский район, осуществляя управление и распоряжение муниципальным имуществом, руководствуясь принятым районным Собранием Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Киреевский район, Программой приватизации муниципального имущества и иными нормативными актами районного Собрания, принимает, в частности, решение о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и наделении их муниципальным имуществом.
Таким образом, принятие решения о ликвидации муниципального унитарного предприятия относится к компетенции главы Администрации.
Согласно п. 4.1 Положения решение о создании и ликвидации муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее - предприятие), и муниципального учреждения (далее - Учреждение) принимает Глава администрации муниципального образования Киреевский район по представлению отраслевого органа управления (управления, комитета, отдела), согласованного с отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Киреевский район, финансовым управлением администрации муниципального образования Киреевский район на основании постановления главы администрации муниципального образования Киреевский район, при наличии технико-экономического обоснования.
Оспариваемое постановление было принято на основании технико-экономического обоснования деятельности муниципального унитарного предприятия "Магазин N 1" по состоянию на 01.07.2010, представления начальника отдела социально-экономического развития, транспорта и связи на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район от 15.10.2010 N 15/25, согласованное с начальником финансового управления Администрации, и.о. начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации, с предложением рассмотреть вопрос о ликвидации МУП "Магазин N1".
Поскольку ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом N 161-ФЗ не предусмотрено ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия, а при принятии оспариваемого постановления Администрацией соблюдены требования п. 4.1 Положения, то суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо повлечь безусловную отмену последних, кассационной инстанцией не установлено.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Общества по рассмотренным вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, заявитель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А68-9276/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусмотрено, что унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Согласно пунктам 5 и 6 части 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
...
Поскольку ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом N 161-ФЗ не предусмотрено ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия, а при принятии оспариваемого постановления Администрацией соблюдены требования п. 4.1 Положения, то суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2011 г. N Ф10-3333/11 по делу N А68-9276/2010