Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 21.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей:
Степиной Л.В.
Шелудяева В.Н.
При участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Пузановой Нины Михайловны (ОГРНИП 304482225400362)
- Морозова О.О. - адвоката (ордер от 15.07.2011 N 15/01, удостоверение от 27.10.2008 N 519, рег. номер 48/477);
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (г. Липецк, пл. Плеханова, 1, 398050)
- Назиной В.И. - представителя (дов. от 18.02.2011),
- Востриковой Н.Н. - представит. (дов. от 30.12.2010);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пузановой Нины Михайловны на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.07.2011 (судьи Тонких Л.С., Ролдугина Г.Д., Хорошилов А.А.) по делу N А36-752/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пузанова Нина Михайловна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании недействующим приказа Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области (далее - Управление) от 21.01.2010 N 1 "Об установлении стоимости перевозок пассажиров и багажа легковым такси в г. Липецке", как не соответствующего постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239.
Решением суда от 12.07.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда в связи с несоответствием нормам материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Предпринимателя и Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, приказом Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 21.01.2010 N 1 "Об установлении стоимости перевозок пассажиров и багажа легковым такси в городе Липецке" установлена базовая стоимость одной поездки в размере от 90 руб. до 110 руб. в зависимости от марки автомобиля, осуществляющего перевозку, а также стоимость одной поездки в отдаленные районы города от 100 до 130 руб.
Пузанова Н.М., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 20.09.2001, посчитав, что приказ Управления от 21.01.2010 N 1 нарушает ее права в сфере осуществления ею диспетчерских услуг по вызову такси, оспорила его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Указ от 28.02.1995 N 221) Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239) установлен Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которому органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и набавок. В этом Перечне указаны перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Кроме того, в соответствии с пунктом 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществления контроля за их применением. Это полномочие в соответствии с названными выше Указом и Постановлением органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право осуществлять в отношении регулирования тарифов на транспортные перевозки для предприятий любых организационно-правовых форм и независимо от форм собственности.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона Липецкой области от 27.03.1997 N 64-ОЗ "О нормативных правовых актах Липецкой области" исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в соответствии с требованиями федеральных законов и законов области в случаях и порядке, установленных администрацией области.
Положением об управлении по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области, утвержденным распоряжением Администрации Липецкой области от 05.02.2009 N 48-р, в редакции, действовавшей на день издания Приказа, определено, что названное Управление осуществляет функцию государственного регулирования цен (тарифов, надбавок и тому подобное), а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в том числе устанавливает тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении (за исключением муниципальных предприятий), по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, а также железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В связи с этим начальнику Управления предоставлено право издавать приказы, носящие нормативный характер, по установлению цен (тарифов, надбавок, наценок) в соответствии с функциями, предусмотренными, в том числе подпунктом 1 п. 2.1 Положения.
Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленной форме и в пределах функций принявшего его Управления.
В соответствии с распоряжением главы администрации Липецкой области от 27.07.2010 N 281-р структура исполнительных органов государственной власти Липецкой области изменена, и правопреемником Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области в вопросах регулирования и мониторинга цен стало Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (постановление главы администрации Липецкой области от 28.06.2010 N 198 "О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области"). Согласно Положению об Управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденному распоряжением Администрации Липецкой области от 09.07.2010 N 239-р, в действующей редакции функции по государственному регулированию цен (тарифов, надбавок и тому подобное), а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, осуществляет Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.
Оспариваемым приказом введено государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа легковым такси в городе Липецке путем установления базовой стоимости одной поездки на такси в городе Липецке.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) перевозки легковыми такси относятся к видам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
Согласно п. 8 ст. 2 названного Закона маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. Из статей 2, 5 Устава следует, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные. Перевозки легковым такси относятся к нерегулярным маршрутам.
При этом пунктом 1 ст. 3 Устава определено, что на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 были утверждены Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила 2009 г.).
Согласно п. 109 Правил 2009 г. маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
При этом ни Устав, ни Правила не подразделяют маршруты по территориальному признаку. Согласно ст. 4 Устава понятия: "городской, пригородный, междугородный, международный" - относятся к видам сообщения. Определение этих понятий в названной статье Устава свидетельствует об административном (территориальном) принципе деления видов сообщения: перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов; перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пяти десяти километров включительно между границами этих населенных пунктов; перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов; перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
Как следует из смысла вышеуказанных норм, внутриобластные маршруты - это маршруты, проходящие в пределах одной области, края, республики в составе России и включают, в том числе маршруты в городском, пригородном и междугороднем сообщении.
Межобластные перевозки - перевозки на маршрутах, проходящих на территории двух и более областей.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что перевозки такси, осуществляемые в городе Липецке, территориально относится к внутриобластным видам сообщения и что установление органом исполнительной власти Липецкой области тарифов на указанные перевозки на территории города Липецка не противоречит ни Указу от 28.02.1995 N 221, ни Постановлению N 239, ни Закону N 184-ФЗ, ни Федеральному закону N 131-ФЗ, ни приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200.
Приказом от 21.01.2010 N 1 установлена базовая стоимость одной поездки в размере от 90 рублей до 110 рублей в зависимости от марки автомобиля, осуществляющего перевозку, а также стоимость одной поездки в отдаленные районы города от 100 до 130 рублей. Приказ принимался с учетом расчетов, представленных в сентябре-декабре 2009 года организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Согласно представленным расчетам затраты на одну поездку хозяйствующих субъектов составляют от 91,25 рубля до 118,47 рублей.
Довод заявителя о том, что приказом от 21.01.2010 N 1 необоснованно установлен тариф на диспетчерские услуги, включенный в тариф услуги такси, является необоснованным.
Как следует из примечания к приказу N 1, в базовую стоимость поездки включен заказ клиента через диспетчерскую службу, подача автомобиля из любого района г. Липецка по адресу клиента и последующее его перемещение внутри района. Тариф на диспетчерскую услугу в стоимостном выражении оспариваемым приказом не установлен.
Согласно Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) ОК 034-2007 группировка "Услуги такси" (код 60.22.11) включает в себя услуги автомобилей такси, в том числе услуги по предварительному заказу такси.
Общероссийскому Классификатор Услуг Населению (ОКУН) ОК 002-93 к транспортной услуге (код 020000) относит предварительный прием заказов на подачу такси (код 023411).
Предприниматель оказывает перевозчикам диспетчерские услуги по предварительному заказу такси. Действие приказа N 1 рассчитано на неопределенный круг лиц, оказывающих услуги такси и лиц, пользующихся этими услугами. Приказом N 1 не установлены тарифы на диспетчерские услуги, поэтому действие приказа не нарушает права и законные интересы Пузановой Н.М.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.07.2011 по делу N А36-752/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом от 21.01.2010 N 1 установлена базовая стоимость одной поездки в размере от 90 рублей до 110 рублей в зависимости от марки автомобиля, осуществляющего перевозку, а также стоимость одной поездки в отдаленные районы города от 100 до 130 рублей. Приказ принимался с учетом расчетов, представленных в сентябре-декабре 2009 года организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Согласно представленным расчетам затраты на одну поездку хозяйствующих субъектов составляют от 91,25 рубля до 118,47 рублей.
Довод заявителя о том, что приказом от 21.01.2010 N 1 необоснованно установлен тариф на диспетчерские услуги, включенный в тариф услуги такси, является необоснованным.
Как следует из примечания к приказу N 1, в базовую стоимость поездки включен заказ клиента через диспетчерскую службу, подача автомобиля из любого района г. Липецка по адресу клиента и последующее его перемещение внутри района. Тариф на диспетчерскую услугу в стоимостном выражении оспариваемым приказом не установлен.
Согласно Общероссийскому Классификатору Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД) ОК 034-2007 группировка "Услуги такси" (код 60.22.11) включает в себя услуги автомобилей такси, в том числе услуги по предварительному заказу такси.
Общероссийскому Классификатор Услуг Населению (ОКУН) ОК 002-93 к транспортной услуге (код 020000) относит предварительный прием заказов на подачу такси (код 023411).
Предприниматель оказывает перевозчикам диспетчерские услуги по предварительному заказу такси. Действие приказа N 1 рассчитано на неопределенный круг лиц, оказывающих услуги такси и лиц, пользующихся этими услугами. Приказом N 1 не установлены тарифы на диспетчерские услуги, поэтому действие приказа не нарушает права и законные интересы Пузановой Н.М."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2011 г. N Ф10-3609/11 по делу N А36-752/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3609/11