Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2011.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Егорова Е.И.
Судей:
Ермакова М.Н.
Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании от:
ООО "ИнтерМед"
г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 1
ОГРН 1076731002721
Киселева И.С. - представителя (дов. б/н. от 01.10.2011),
Смоленской таможни
г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105
Бельдиной Е.А. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 04-53/09 от 27.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 (судья Ерохина Ю.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г.) по делу N А62-692/2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнтерМед" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Смоленской таможни N 16-37/21134 от 22.12.2010 об отказе в возврате денежных средств и обязании ее возвратить излишне уплаченную при таможенном оформлении сумму налога на добавленную стоимость в размере 783 734,80 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.11.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С Таможни в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 22 674,70 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Смоленская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, для получения льготы по уплате налога на добавленную стоимость не достаточно иметь право на льготу, необходимо своевременно и в установленном Таможенном кодексе России порядке - при подаче таможенной декларации, реализовать это право путем заявления соответствующих сведений в таможенной декларации.
Кроме того, Таможня указывает, что предоставление льгот в виде возврата ранее уплаченной суммы налога на добавленную стоимость Налоговым кодексом не предусмотрено.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Поскольку таможенным органом не заявлено доводов в отношении распределения судебных расходов в виде государственной пошлины, то данный вопрос предметом оценки суда кассационной инстанции не является.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления
Как следует из материалов дела, между Обществом (покупатель) и "T&T Trading S.A.", Швейцария (продавец) был заключен контракт N 1/26.11 от 26.11.2007 на поставку товара: система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных "LabSystem", с принадлежностями; мониторы цветные EIZO; катетеры медицинские (приложение N 1 к контракту).
Приобретенное Обществом медицинское оборудование и принадлежности к нему 25.12.2007 были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (товаросопроводительные документы: книжка МДП МХ 56140063, CMR 2007/12, INV 14.12.2007) и 21.01.2008 предъявлены к таможенному оформлению по ГТД N 10113080/210108/0000173 в режиме "выпуск для внутреннего потребления".
Согласно указанной ГТД:
прибор для диагностики и лечения: система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных "LabSystem", классифицирован Обществом в товарной позиции 9018 19 900 0 ТН ВЭД России, его таможенная стоимость определена в размере 4 438 887,54 руб., в отношении него исчислено 20 000 руб. таможенных сборов и 443 888,75 руб. НДС;
катетеры медицинские "Стингер М" классифицированы в товарной позиции 9018 39 000 0 ТН ВЭД России, их таможенная стоимость определена в размере 3 236 629,06 руб., в отношении них исчислено 161 831,45 руб. ввозной пошлины и 339 846,05 руб. НДС;
мониторы цветные EIZO классифицированы в товарной позиции 8528 59 900 0 ТН ВЭД России, их таможенная стоимость определена в размере 215 201,40 руб., в отношении них исчислена 21 520,14 руб. ввозной пошлины и 42 609,88 руб. НДС.
Исчисленный в указанном размере НДС уплачен Обществом по платежным поручениям N 38 от 29.12.2007 и N 40 от 18.01.2008 без предоставления льгот.
Ссылаясь на то, что НДС в размере 773 734,80 руб. за прибор для диагностики и лечения: система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных "LabSystem" и катетеры медицинские "Стингер М" подлежит возмещению, так как указанный товар имеет статус важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, входит в ее перечень и подлежит освобождению от налогообложения, Общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате уплаченной суммы НДС в установленном порядке.
Письмом N 16-37/21134 от 22.12.2010 Таможня отказала в возврате денежных средств указав, что при оформлении товаров (ГТД N 10113080/210108/0000173) не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей, товары выпущены и предоставление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате платежей не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин и налогов.
Полагая, что отказ Смоленской таможни является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса.
Положениями ст. 318 ТК РФ определено, что к таможенным платежам относятся в частности налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 319 ТК РФ при ввозе товара на территорию Российской Федерации обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
При этом таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами (п.п. 1 п. 2 ст. 319 ТК РФ).
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 149, п.п. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ ввоз важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники на территорию Российской Федерации не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 19 от 17.01.2002 и в него включены, в том числе, инструменты зондирующие, бужирующие, которым присвоен код ОК 005-93 (ОКП) 943600 (п. 6), а также приборы для функциональной диагностики код ОК 005-93 (ОКП) 944100 (п. 9).
Согласно Примечанию 1 к указанной медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в отношении ввезенного Обществом медицинского оборудования и принадлежностей к нему, органом по сертификации медицинских изделий ФГУ "НИИ трансплантологии и искусственных органов Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" были выданы сертификаты соответствия N РОСС DE.HM15.B00808 сроком действия с 18.10.2005 по 18.10.2008 и NРОСС DE.MM15.B00842 сроком действия с 14.11.2005 по 14.11.2008.
Из данных сертификатов следует, что система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных "LabSystem" относится к измерительным приборам для функциональной диагностики - код ОК 005 (ОКП) 94 4100, а катетеры для электрофизиологии - к зондирующим, бужирующим инструментам - код ОК 005 (ОКП) 94 3600.
Кроме того, Обществом были представлены регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ФС N 2005/1390 сроком действия с 27.09.2005 до 27.09.2015 и ФС N 2005/1315 сроком действия с 13.09.2005 до 13.09.2015 соответственно.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ввезенный Обществом товар полностью соответствует условиям, установленным п.п. 1 п. 2 ст. 149, п.п. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ для освобождения от обложения НДС.
В силу ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В частности в таможенной декларации могут быть указаны сведения о применении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (п.п. 3 п. 5 ст. 124 ТК РФ).
Согласно п.п. 1, 3 ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Однако, действующее законодательство не устанавливает ограничений на реализацию права на льготу по таможенным платежам в зависимости от того, реализовано оно в момент таможенного оформления или после него.
Само по себе незаявление в таможенной декларации сведений о применении льготы (в графе 36 ГТД) не может являться основанием для лишения декларанта права на применение льготы в случае, если соблюдены все условия для ее получения.
Кроме того, ст. 355 ТК РФ определено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Следовательно, правовое значение имеет определение фактической обязанности декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как следует из материалов дела, документы и сведения, подтверждающие правомерность применения льготы были представлены Обществом одновременно с заявлениями о возврате налога на добавленную стоимость.
При этом наличие права на льготу, предусмотренную п.п. 1 п. 2 ст. 149, п.п. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ, Смоленская таможня не оспаривает и не ставит под сомнение.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по уплате НДС в отношении спорного товара.
В силу п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что возврат таможенных платежей по заявлению Общества в установленный п. 4 ст. 355 ТК РФ срок Смоленской таможней осуществлен не был, суд обоснованно признал такой отказ несоответствующим закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому отклоняются кассационной коллегией на основании вышеизложенного.
Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 по делу N А62-692/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Само по себе незаявление в таможенной декларации сведений о применении льготы (в графе 36 ГТД) не может являться основанием для лишения декларанта права на применение льготы в случае, если соблюдены все условия для ее получения.
Кроме того, ст. 355 ТК РФ определено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
...
Как следует из материалов дела, документы и сведения, подтверждающие правомерность применения льготы были представлены Обществом одновременно с заявлениями о возврате налога на добавленную стоимость.
При этом наличие права на льготу, предусмотренную п.п. 1 п. 2 ст. 149, п.п. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ, Смоленская таможня не оспаривает и не ставит под сомнение.
...
В силу п. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что возврат таможенных платежей по заявлению Общества в установленный п. 4 ст. 355 ТК РФ срок Смоленской таможней осуществлен не был, суд обоснованно признал такой отказ несоответствующим закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2011 г. N Ф10-3682/11 по делу N А62-692/2011