Дело рассмотрено 21.10.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Ключниковой Н.В.
Степиной Л.В.
При участии в судебном заседании:
от ИП Максимочкиной Л.Н. (ОГРНИП 310366819400084; 394038, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 125, кв. 73)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от ИП Максимочкина А.В. (ОГРНИП 310366819400095; 394038, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, д. 125, кв. 73)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (394006, г. Воронеж, пл. Ленина, д.12)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ОАО "Квадра-генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489; 300971, г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99 "В")
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А14-1115/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Максимочкина Людмила Николаевна и Максимочкин Алексей Владимирович (далее - ИП Максимочкина Л.Н. и ИП Максимочкин А.В.) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08.12.2010 г. N 17-10606з о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1296 кв.м. с кадастровым номером 36:34:06 07 012:0020, расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, 31а.
Заявители также просили суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области) в месячный срок принять решение о предоставлении им в собственность испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 29.04.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Максимочкиной А.В. и ИП Максимочкину Л.Н. на праве общей долевой собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: отдельно стоящее здание (лит.А) площадью 135,6 кв.м., отдельно стоящее здание (лит.Б) площадью 17,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Воронеж, пр -т Революции, д.31а.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права: от 11.07.2000 г. N 36 206607, N 36 206606, от 24.12.1998 г. N А 008609, N А 008607).
Земельный участок, на котором расположены принадлежащие предпринимателям объекты недвижимого имущества, используется заявителями на основании договора аренды от 22.07.1998 г. N 833 (сроком действия на 49 лет).
Договор аренды зарегистрирован 25.03.1999 г. в ГУЮ "ВОЦГРПН" по Воронежской области (в настоящее время - Управление Ростреестра по Воронежской области) в установленном законом порядке.
Индивидуальные предприниматели обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Рассмотрев заявление индивидуальных предпринимателей Максимочкиных, ДИЗО Воронежской области приняло решение от 08.12.2010 г. N 17-10606з об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителей в связи с наличием на нем самовольной постройки лит.В, а также наличием на данном земельном участке теплотрассы N 11, находящейся в собственности ОАО "Квадра - Генерирующая компания".
ИП Максимочкина Л.Н. и ИП Максимочкин А.В., посчитав такой отказ незаконным, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. N 365, Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Как видно из материалов дела, предпринимателями к заявлению о приобретении прав на испрашиваемый земельный участок были приложены все необходимые документы согласно вышеуказанному Перечню.
Доказательств обратного ДИЗО Воронежской области суду не представило.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателям послужил вывод исполнительного органа государственной власти о том, что на указанном земельном участке располагается объект самовольной постройки - здание (лит.В).
Решение Департамента в этой части является незаконным в связи со следующим.
Испрашиваемый заявителями в собственность земельный участок площадью 1296 кв.м. с кадастровым номером 36:34:06 07 012:0020 был сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке для размещения и эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Указанный земельный участок не ограничен в обороте.
Как видно из материалов дела, на спорном земельном участке находятся принадлежащие заявителям на праве общей долевой собственности объекты недвижимости: здание (лит.А) площадью 135,6 кв.м., а также отдельно стоящее здание (лит.Б) площадью 17,7 кв.м.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством не установлено никаких ограничений на выкуп земельного участка, занятого помимо объектов недвижимости зарегистрированных в установленном законом порядке, самовольными постройками.
Кроме того, в материалах дела имеется решение Центрального районного суда города Воронежа от 26.04.2010 г., согласно которому суд обязал ИП Максимочкина Л.Н. и ИП Максимочкину А.В. произвести снос самовольно возведенной на земельном участке по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, 31а пристройки (лит.В) к основному зданию. Решение вступило в законную силу, его законность и обоснованность подтверждена определением Воронежского областного суда от 11.11.2010 г.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление предпринимателям в собственность испрашиваемого земельного участка не сможет повлечь за собой легализацию самовольно возведенного объекта недвижимости.
Как видно из материалов дела, через земельный участок площадью 1296 кв.м. с кадастровым номером 36:34:06 07 012:0020 проходит подземная теплотрасса.
Указанное обстоятельство, как правильно указал арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, также не может являться основанием для отказа в реализации права заявителей на выкуп арендуемого земельного участка, поскольку при его формировании, определении границ и постановке на кадастровый учет учитывалось, в том числе, и наличие расположенной на этом участке теплотрассы, принадлежащей ООО "Квадра-генерирующая компания".
При этом доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка формирования и установления границ спорного земельного участка, Департаментом суду не представлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты арбитражным судом приняты на основании всестороннего и полного исследования всех обстоятельств спора, надлежащей правовой оценки всех доказательств по делу и правильного применения норм нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки у кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемые по настоящему делу решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 г. по делу N А14-1115/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. N 365, Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
...
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2011 г. N Ф10-3637/11 по делу N А14-1115/2011