Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 31.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей:
Степиной Л.В.,
Шелудяева В.Н.
При участии в заседании:
от прокурора Тульской области (г. Тула, пр. Ленина, д. 55, 300600)
- Антоновой Ю.Т. - представителя (дов. от 01.06.2011 N 08/2011);
от Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (ОГРН 1067142000397, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, 43, 301840)
от третьего лица:
общества с ограниченной ответственностью "Региональные тепловые сети" (ОГРН 1087154022548, Тульская область, г. Ефремов, ул. Тульское шоссе, д. 30, 301840)
Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (ОГРН 1097154027299, г. Тула, пр. Ленина, д. 2, 300041)
- Белова Е.Ю. - представителя (дов. от 03.10.2011 N 853);
- Мишина Р.И. - представителя (дов. от 01.01.2011),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.07.2011 (судьи Чубарова Н.И., Кривуля Л.Г., Коновалова О.А.) по делу N А68-2995/11,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тульской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (далее - Собрание депутатов) от 22.12.2010 N 9-40 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района", как не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Региональные тепловые сети" (далее - Общество), Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Решением суда от 26.07.2011 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Собранием депутатов было принято решение от 22.12.2010 N 9-40 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района".
В соответствии с пунктом 1 названного решения для установления норматива потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района применен расчетный метод, а в пункте 2 решения утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района в размере 0,1878 Гкал/год.
Данное решение опубликовано в газете "Заря. Ефремов" от 25.12.2010 года N 52.
Посчитав, что данное решение не соответствует требованиям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным закона, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 78 Закона N 313-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 78 Закона N 131-ФЗ
Частью 2 ст. 192 АПК РФ установлено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован в "Российской газете" от 02.08.2010 N 169 и вступил в силу 13.08.2010 года.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ в прежней редакции определяла, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На момент принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, внесшего изменения в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, действовали Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), в которые не вносились изменения в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, исходя из требований части 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ (после 13.08.2010 года), внесшего изменения в часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, право утверждения нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие механизма установления нормативов потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации не дает оснований органам местного самоуправления утверждать эти нормативы (в случае отсутствия таких нормативов или признания недействующим нормативного акта) с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, внесшего изменения в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
В связи с изложенным суд правомерно признал недействующим принятое с превышением предоставленных органам местного самоуправления муниципального образования полномочий решение Собрания депутатов от 22.12.2010 N 9-40 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в муниципальном образовании город Ефремов Ефремовского района".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судом первой инстанции при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.07.2011 по делу N А68-2995/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, внесшего изменения в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, действовали Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), в которые не вносились изменения в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, исходя из требований части 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ (после 13.08.2010 года), внесшего изменения в часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, право утверждения нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие механизма установления нормативов потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации не дает оснований органам местного самоуправления утверждать эти нормативы (в случае отсутствия таких нормативов или признания недействующим нормативного акта) с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, внесшего изменения в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2011 г. N Ф10-3753/11 по делу N А68-2995/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3753/11