Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 февраля 1999 г. N КА-А40/369-00
(извлечение)
Управление по городу Москве Федеральной службы налоговой полиции РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Анкей-Холдинг" и ЗАО "Компания "Универс" о признании недействительным заключенного между ответчиками договора N 20603/97 от 14.04.97 на поставку оборудования.
Решением от 19.10.99, оставленным без изменения постановлением от 16.12.99 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца, поскольку решением арбитражного суда по делу N 12-252 от 17.06.99 признан недействительным акт государственной регистрации ЗАО "Компания "Универс".
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ЗАО "Анкей-Холдинг", в которой ответчик ссылается на отсутствие у полиции права на предъявление подобных исков.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Нельзя признать обоснованным утверждение полиции о том, что предъявление ею иска основывается не на налоговом, а на гражданском законодательстве, поскольку полиция не является стороной в данном гражданско-правовом договоре и ее право на предъявление иска о признании недействительным договора, заключенного между двумя юридическими лицами, может основываться лишь на полномочиях, предоставленных полиции специальным законодательством.
Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" при рассмотрении дел по спорам, связанным с применением норм Кодекса, судам необходимо исходить из того, что в силу его статей 9, 10, 36 органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.
Статья 36 НК РФ, определяющая полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции, не содержит права полиции на предъявление иска о признании недействительными гражданско-правовых сделок, заключенных третьими лицами, и одновременно отсылает к Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции", в котором также не закреплено подобное полномочие органов полиции.
При этом нельзя признать обоснованной ссылку полиции на ранее принятые нормативные правовые акты, которые вступают в противоречие с действующим законодательством.
Полиция ссылается на то, что в соответствии с п. 8 Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 1272 от 25.09.99, ФСНП России использует права, предоставленные федеральным законодательством должностным лицам налоговых органов, однако указанный п. 8 Положения предоставляет ФСНП России перечисленные в нем полномочия лишь в пределах компетенции полиции, к которой в силу ст. 36 НК РФ и ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не относиться право полиции предъявлять иски о признании гражданско-правовых договоров недействительными.
Как следует из п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, что возможно лишь при предъявлении иска в соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Полиция, предъявляя иск о признании договора, заключенного ответчиками, недействительным, не обосновала, каким основам правопорядка, относящимся к сфере налоговых правоотношений, противоречит заключенным между двумя акционерными обществами гражданско-правовой договор.
При этом нельзя признать обоснованным утверждение полиции о том, что налоговые органы вправе предъявить любые иски о признании сделок недействительными.
Ст.ст. 6, 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" ограничивают подобное право налоговых органов задачей налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства и совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка.
При таких обстоятельствах суд пришел к необоснованному выводу о наличии у истца права на иск, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, в иске истцу следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
Решение от 19.10.99 и постановление от 16.12.99 по делу N А40-38233/99-67-382 Арбитражного суда г. Москвы отменить.
В иске отказать.
Взыскать из доходов федерального бюджета в пользу ЗАО "Анкей Холдинг" расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 834 руб. 90 коп. и по кассационной жалобе в сумме 834 руб. 90 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 1999 г. N КА-А40/369-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании