Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Ключниковой Н.В.,
Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от ИП Соколовой И.В. (ОГРНИП 311366805500065, 394088, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 76) - Кардашова С.Н. - представителя (доверен. от 15.11.2010 г., пост.),
от Воронежской городской Думы (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 8) - Гриднева А.В. - представителя (доверен. от 31.05.2011 г. N 1гД-139, пост.),
от прокуратуры Воронежской области (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12 "Б"), - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от администрации городского округа город Воронеж (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Воронежской городской Думы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2011 г. (судьи Данилов Г.Ю., Гашникова О.Н., Соболева Е.П.) по делу N А14-2950/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соколова Ирина Владимировна (далее - ИП Соколова И.В.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. N 384-II, в части отнесения земельного участка площадью 162 кв.м. с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025, расположенного по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, Ленинский проспект, 112, к территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования (зона - Р1).
Решением арбитражного суда от 27.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Воронежская городская Дума просит отменить решение суда, в связи с его несоответствием нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ИП Соколова И.В. в соответствии с договором аренды земельного участка от 02.12.2005 г. N 5069-05-09/мз, соглашением о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды от 25.06.2009 г. является пользователем земельного участка площадью 162 кв.м. с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025, расположенного по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, Ленинский проспект, 112.
Право аренды указанного земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации от 06.03.2007 г. N 36 -36-01/034/2007-156.
В соответствии с постановлением главы городского округа город Воронеж от 28.11.2005 г. N 1958, с условиями договора аренды земельного участка от 02.12.2005 г., договора перенайма земельного участка от 25.06.2009 г. земельный участок предоставлен для проектирования и строительства магазина "Церковная лавка".
05.03.2008 г. зарегистрировано право собственности ИП Соколовой И.В. на незавершенный строительством объект (готовностью 6%), расположенный на земельном участке по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, 112, о чем в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. N 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в соответствии с которыми, спорный земельный участок, расположенный по Ленинскому проспекту в городе Воронеже, отнесен к зоне Р 1 - "зона зеленых насаждений общего пользования".
Полагая, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. N 384-II, в части отнесения указанного земельного участка к зоне Р1 - зона зеленых насаждений общего пользования нарушают ее права и законные интересы, индивидуальный предприниматель Соколова Ирина Владимировна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействующими.
Установив, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. N 384-II, по своему правовому содержанию относятся к нормативным правовым актам, суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу п.п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 и частью 2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ).
Границы территориальных зон также могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно статьи 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. N 384-II, размещение и эксплуатация магазинов является запрещенным видом использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р1.
Как следует из материалов дела, при утверждении оспариваемых Правил Воронежской городской Думой не учтены: сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование выделенного в аренду ИП Соколовой И.В. земельного участка под разрешенное использование - размещение магазина; особенности расположения земельных участков и находящихся на них объектах капитального строительства; возможность территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования).
Согласно части 5 статьи 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж зона Р 1 "Озелененные территории общего пользования" выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования участков озеленения в целях проведения досуга населения.
Как следует из материалов дела, основанием для установления территориальной зоны Р1 по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025 послужил факт нахождения у дома N 114 по Ленинскому проспекту сквера.
Однако, в ходе судебного разбирательства Воронежской городской Думой не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о включении территории вышеназванного земельного участка в состав границ указанного сквера.
Кроме того, как следует из материалов дела, до принятия действующих Правил землепользования и застройки указанный земельный участок в соответствии с картами градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 г. N 259-П, относился к зоне Ж11 - "2 - 3-этажная застройка, подлежащая реконструкции" и размещение отдельно стоящих и встроенных предприятий торговли и обслуживания являлись вспомогательными видами разрешенного использования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер решения Воронежской городской Думы от 06.12.2006 следует читать как "N 259-ll"
При этом, внесенные изменения в оспариваемые Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025 к территориальной зоне Р1, не были обусловлены соответствующими изменениями генерального плана городского округа город Воронеж.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о неправомерном установлении территориальной зоны Р1 в месте расположения спорного земельного участка являются обоснованными.
В связи с несоответствием оспариваемых положений Правил землепользования и застройки требованиям вышеперечисленных норм земельного и градостроительного законодательства, суд обоснованно признал их недействующими.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2011 г. по делу N А14-2950/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, основанием для установления территориальной зоны Р1 по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025 послужил факт нахождения у дома N 114 по Ленинскому проспекту сквера.
Однако, в ходе судебного разбирательства Воронежской городской Думой не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о включении территории вышеназванного земельного участка в состав границ указанного сквера.
Кроме того, как следует из материалов дела, до принятия действующих Правил землепользования и застройки указанный земельный участок в соответствии с картами градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 г. N 259-П, относился к зоне Ж11 - "2 - 3-этажная застройка, подлежащая реконструкции" и размещение отдельно стоящих и встроенных предприятий торговли и обслуживания являлись вспомогательными видами разрешенного использования.
При этом, внесенные изменения в оспариваемые Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 36:34:03 01 003:0025 к территориальной зоне Р1, не были обусловлены соответствующими изменениями генерального плана городского округа город Воронеж.
...
В связи с несоответствием оспариваемых положений Правил землепользования и застройки требованиям вышеперечисленных норм земельного и градостроительного законодательства, суд обоснованно признал их недействующими."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2011 г. N Ф10-4060/11 по делу N А14-2950/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4060/11