Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Степиной Л.В.,
Ермакова М.Н.
При участии в заседании: от ОАО "МРСК Центра" 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, д. 42 ОГРН 1046900099498 - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области 308010, г. Белгород, пр-т Б. Хмельницеого, д. 162 - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области 308007, г. Белгород, пр-т Б. Хмельницеого, д. 86 "Б" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А08-6549/2010-6
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра"" (далее - ОАО "МРСК Центра", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области) от 20.08.2010 N 16/10-5137 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения, а также об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области) внести в документы государственного кадастра недвижимости по учетному делу N 3116/102/10-1239 сведения о границе охранной зоны воздушных линий электропередач 110 кВ на основании карты (плана) от 22.06.2010 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2011 (судья Белоусова В.И.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 решение суда первой инстанции частично отменено. Решение Управления Росреестра по Белгородской области от 20.08.2010 N 16/10-5137 об отказе в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения на основании карты (плана) от 22.06.2010 года по учетному делу N 3116/102/10-1239 признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Управление Росреестра по Белгородской области обратилось с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить в части удовлетворенных требований Общества.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ОАО "МРСК Центра", в нарушение п. 7 постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", представило карту (план) объекта землеустройства только на бумажном носителе, без оформления электронного документа с сопроводительным письмом, в связи с чем Управление Росреестра по Белгородской области обоснованно отказало Обществу в осуществлении кадастрового учета объекта землеустройства.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "МРСК Центра" 20.08.2010 обратилось в Управление Росреестра по Белгородской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта землеустройства - сведения о границе охранной зоны воздушных линий электропередач.
Решением N 16/10-5137 от 20.08.2010 Обществу отказано в осуществлении кадастрового учета указанного объекта по основанию несоответствия его по форме требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также непредставления необходимых в силу действующего законодательства документов. Заявителю рекомендовано устранить допущенные нарушения.
Во исполнение рекомендаций Управления Росреестра по Белгородской области, указанных в обжалуемом решении, Обществом представлены необходимые документы в уполномоченный орган - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, которые были приняты.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области наделено данными полномочиями с 15.09.2010.
Согласно письму от 09.11.2010 N 1.2-18/2 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области на основании заявления ОАО "МРСК Центра" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий - охранной зоны в отношении воздушных линий электропередач "Белгород - Казачья Лопань" и Белгород - Западная".
В материалы дела представлено решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 09.12.2010 о внесении сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий - охранной зоны в отношении воздушных линий электропередач 110 кВ "Белгород - Казачья Лопань" и Белгород - Западная".
Разрешая спор по существу в части требований заявителя о признании недействительным решения Управления Росреестра по Белгородской области от 20.08.2010 N 16/10-5137, Арбитражный суд Белгородской области исходил из того, что карта (план) объекта землеустройства оформляется одновременно как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа.
В связи с тем, что ОАО "МРСК Центра" представило в регистрирующий орган карту (план) объекта землеустройства только на бумажном носителе, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа в осуществлении кадастрового учета сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Управления Росреестра по Белгородской области от 20.08.2010 N 16/10-5137.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Обществом требования в указанной части, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7-21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании ч. 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Названная форма утверждена Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" предусмотрено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.
Карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа.
В случае если карта (план) объекта землеустройства оформлена в виде электронного документа на электронном носителе, ее передача в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства оформляется сопроводительным письмом, в котором указываются характеристики соответствующего электронного носителя и параметры электронного документа.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п.п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" в процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях. Представление документов на бумажных носителях допускается до установления Министерством экономического развития РФ требований к формату этих документов в электронном виде.
По состоянию на 12.08.2010 (день подачи Обществом заявления о постановке на кадастровый учет границ охранной зоны) Минэкономразвития РФ соответствующие требования не установило.
Анализируя положения вышеназванных законодательных норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что оформление карты (плана) в виде электронного документа предусмотрено как один из возможных вариантов.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением Росреестра по Белгородской области, что представленные ОАО "МРСК Центра" для кадастрового учета документы на бумажном носителе - заявление и карта (план), по форме и содержанию соответствовали всем предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям и позволяли регистрирующему органу осуществить государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Белгородской области отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении внесения в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границах охранной зоны на объекты электросетевого назначения, в связи с чем апелляционная коллегия правомерно удовлетворила требования Общества в рассматриваемой части.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Белгородской области основаны на ином понимании вышеназванных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 по делу N А08-6549/2010-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п.п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" в процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях. Представление документов на бумажных носителях допускается до установления Министерством экономического развития РФ требований к формату этих документов в электронном виде.
...
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением Росреестра по Белгородской области, что представленные ОАО "МРСК Центра" для кадастрового учета документы на бумажном носителе - заявление и карта (план), по форме и содержанию соответствовали всем предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям и позволяли регистрирующему органу осуществить государственный кадастровый учет."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2011 г. N Ф10-3313/11 по делу N А08-6549/2010-6