Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Чаусовой Е.Н. Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от общества общества с ограниченной ответственностью "Рязань-Цемент" (ОГРН 1066229061095, 390023, г. Рязань, ул. Есенина, д. 82/26, оф. 905) Панфилова Д.Н. - представителя (дов. от 01.11.2011 б/н пост.),
от межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365, 390000, г. Рязань, пр-т Первомайский, д. 15/21) Чистяковой Р.Н. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 03-21/3 пост.), Кивгилы В.А. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 03-21/11 пост.),
от третьего лица Правительства Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 30) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьего лица Муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026201259480, 391710, Рязанская обл., г. Михайлов, пл. Освобождения, 1а) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2011 (судья Котлова Л.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 (судьи Тиминская О.А., Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н.) по делу N А54-5875/2010,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Рязань-Цемент" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции ФНС N 1 по Рязанской области от 26.07.2010 N 80-1546 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и N 1738-1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС N 1 по Рязанской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Рязанской области проведена камеральная проверка представленной 24.02.2010 ООО "РязаньЦемент" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 03.06.2010 N 5771 и приняты решения от 26.07.2010 N 1738-1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость и пени, и N 80-1546 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в сумме 1 244 819 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод инспекции о необоснованном применении налоговых вычетов и возмещении НДС в сумме 1 244 819 руб., так как у общества отсутствует объект налогообложения и им не представлены доказательства экономической деятельности.
Решениями Управления ФНС по Рязанской области от 17.09.2010 N 15-12/3158 и N 15-12/3159 апелляционные жалобы общества на решения инспекции оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставляется право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, названные нормы не ставят право налогоплательщика на применение налогового вычета в зависимость от наличия или отсутствия у него в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ссылки налогового органа на положения статьи 146 НК РФ необоснованны.
Как следует из материалов дела, спецификой деятельности ООО "Рязань-Цемент" является строительство цементного завода проектной мощностью 1800 тонн цемента в год. Общий срок подготовительных работ, проектирования, строительства и реализации проекта до 2016 года. Иных видов деятельности у общества нет.
Судами установлено, что обществом для осуществления уставных видов деятельности (строительство цементного завода и разработка и добыча полезных ископаемых) осуществлены мероприятия по приобретению прав на земельные участки: приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 62:08:002 38 03:0090 ("Казинка"); арендованы два земельных участка - у ООО "Абрис" с кадастровым номером 62:08:002 38 03:0117 ("Казинка-2") и у Комитета по управлению недвижимым имуществом Администрации муниципального образования Михайловский муниципальный район Рязанской области с кадастровым номером 62:08:002 38 03:0091. На земельном участке с кадастровым номером 62:08:002 38 03:0091 предполагается построить цементный завод.
В управлении природопользования Рязанской области получена лицензия РЯЗ 00075 ТЭ на разведку и добычу известняков и глин на участке "Казинка" Виленского месторождения сроком на 50 лет, лицензии РЯЗ 00086 ТЭ на разведку и добычу известняков и глин на участке недр "Казинка-2" Виленского месторождения сроком на 20 лет.
Между обществом и ООО "Недра Проект" 02.10.2008 заключен договор N 12-1 "На выполнение проектных, изыскательских и других работ", подготовлен проект электроснабжения строительной площадки, приобретено оборудование линии ЛЭП 10 кВ для энергообеспечения строительной площадки. Получены технические условия на примыкание к путям общего пользования ОАО "РЖД" и подписан соответствующий акт примыкания, начато проектирование подъездных и внутриплощадочных ж/д путей не общего пользования. Получены технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Рязаньэнерго"), а также заключен договор от 04.07.2007 N 110-222 "Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям".
Для проведения всех вышеуказанных работ общество заключило договоры аренды для размещения офиса, оплачиваются услуги связи и другие офисные расходы.
В 4 квартале 2009 года проведены работы по составлению рабочего проекта разработки и рекультивации известняков и глин "Казинка" для цементной промышленности.
Таким образом, НДС по заявленному вычету из бюджета за 4 квартал 2009 года в общей сумме 1 246 039 руб. сформировался по оприходованным товарам, работам и услугам, а именно при приобретении результатов работ по составлению рабочего проекта разработки и рекультивации известняков и глин, по подготовке необходимой документации и сдаче геологического отчета, услуг по пользованию абонентской линии, услуг по хранению электрооборудования, услуг по аренде нежилого помещения, телематических услуг.
Для подтверждения сведений, заявленных в уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, общество предоставило в налоговый орган затребованные документы, претензий к которым налоговым органом не предъявлено.
Кроме того, налогоплательщиком подтверждены факт оплаты по выставленным счетам-фактурам, принятие товара (работ, услуг) к учету и использование в производственной деятельности.
При этом контрагенты общества зарегистрированы в установленном законом порядке, состоят на налоговом учете, имеют достоверные ИНН и ОГРН, счета-фактуры, а также первичные бухгалтерские документы отвечают предъявленным к ним требованиям, что также не отрицается налоговым органом.
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также если отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Инспекцией не установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика.
Обществом ведется реальная хозяйственная деятельность, имеющая своей целью подготовку к строительству цементного завода и разработку месторождения известняков и глин. Обществом выполнены все необходимые условия для применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренные действующим законодательством. Иных требований действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Ссылка налогового органа на отсутствие необходимых документов для строительства цементного завода (в частности, договора инвестирования капитального строительства, разрешения на строительство, проектно-сметной документации, лицензии на строительство и пр.) отклоняется, поскольку указанное обстоятельство в силу ст.ст. 171, 172 НК РФ не является основанием для отказа плательщику в возмещении налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные ООО "Рязань-Цемент" требования и признали недействительными решения межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области от 26.07.2010 N 80-1546 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и N 1738-1545 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А54-5875/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, названные нормы не ставят право налогоплательщика на применение налогового вычета в зависимость от наличия или отсутствия у него в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость, в связи с чем ссылки налогового органа на положения статьи 146 НК РФ необоснованны.
...
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также если отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
...
Ссылка налогового органа на отсутствие необходимых документов для строительства цементного завода (в частности, договора инвестирования капитального строительства, разрешения на строительство, проектно-сметной документации, лицензии на строительство и пр.) отклоняется, поскольку указанное обстоятельство в силу ст.ст. 171, 172 НК РФ не является основанием для отказа плательщику в возмещении налога на добавленную стоимость."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2011 г. N Ф10-4029/11 по делу N А54-5875/2010