Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей:
Степиной Л.В.
Ключниковой Н.В.
При участии в заседании:
от ОАО "Туланефтепродукт" (ОГРН 1027100507169; 300000, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 38)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 16)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ООО "Управление недвижимостью" (300028, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский переулок, д. 9)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.04.2011 г. (судья Елисеева Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 г. (судьи Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А68-764/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Туланефтепродукт" (далее - ОАО "Туланефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ТУ Росимущества в Тульской области), выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования обществом земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17, расположенным по адресу: Тульская область, Узловский район, г. Узловая.
Также, заявитель просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в недельный срок со дня принятия такого решения.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 14 900 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, г. Узловая (свидетельство о государственной регистрации права от 26.09.1999 г. N 49088).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
На данном земельном участке располагаются ранее принадлежавшие заявителю на праве собственности объекты недвижимости: здание склада (литера "З") площадью 34,5 кв.м.; здание конторы (литеры А, А1, А2, А3, а) площадью 168,9 кв.м.; здание насосной (литер К) площадью 56,9 кв.м.; здание разливочной (литеры Е, е) площадью 42,8 кв.м.; здание мастерских (литеры Б, Б1, Б2) площадью 111,1 кв.м.
По договору купли-продажи от 05.07.2009 г. N ТНП-16370/09, заключенному между ОАО "Туланефтепродукт" и ООО "Управление недвижимостью", указанные объекты недвижимости были проданы последнему.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано покупателем в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2009 г. 71-АВ N 412212, 71-АВ N 412211, 71-АВ N 412215, 71-АВ N 412213, 71-АВ N 412214).
На основании изложенного ОАО "Туланефтепродукт" 20.01.2010 г. обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17.
Сообщением от 18.02.2010 г. N 71-20/580 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области уведомило заявителя о том, что заявление общества об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и приложенные к нему документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения.
Письмом от 06.12.2010 г. исх. N 71-3/9284 Управление сообщило обществу о том, что вопрос о прекращении или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17 может быть рассмотрен по заявлению ООО "Управление недвижимостью", к которому, по мнению исполнительного органа государственной власти, в результате заключения договора купли-продажи объектов недвижимости, находящихся на данном участке, перешло и право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.
Посчитав, что указанным бездействием Управления нарушаются его права и законные интересы, ОАО "Туланефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
К заявлению от отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
К заявлениям юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно п. 4 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
В случае, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 5 ст. 53 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, вследствие отчуждения принадлежавших обществу объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17, расположенном по адресу: Тульская область, Узловский район, г. Узловая, ОАО "Туланефтепродукт" обратилось в Управление с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок. К указанному заявлению заявитель приложил все необходимые для принятия решения уполномоченным органом документы: свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17 от 26.09.1999 г. N 49088; кадастровую выписку указанного земельного участка; свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке (от 27.11.2009 г. 71-АВ N 412212, 71-АВ N 412211, 71-АВ N 412215, 71-АВ N 412213, 71-АВ N 412214).
Непринятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Туланефтепродукт" спорным земельным участком обусловлено тем, что, по мнению исполнительного органа государственной власти, рассмотрение и принятие соответствующего решения уполномоченным органом может быть осуществлено только по заявлению ООО "Управление недвижимостью", поскольку право постоянного (бессрочного) пользования этим участком перешло к указанному лицу, как к собственнику объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке.
Указанные выводы ТУ Росимущества в Тульской области являются неправомерными, так как действующее земельное законодательство не содержит ограничений для принятия по заявлению пользователя решения о прекращении зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по мотивам нахождения такого земельного участка на дату обращения в пользовании у другого лица.
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ОАО "Туланефтепродукт" об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17, расположенным по адресу: Тульская область, Узловский район, г. Узловая, является незаконным.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управления государственным имуществом в Тульской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, для восстановления нарушенного права заявителя оспариваемым бездействием исполнительного органа государственной власти, суд правильно обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования обществом земельным участком, а также обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Туланефтепродукт" земельным участком площадью 14 900,00 кв.м. с кадастровым номером 71:31:03 01 02:17.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.04.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 г. по делу N А68-764/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непринятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Туланефтепродукт" спорным земельным участком обусловлено тем, что, по мнению исполнительного органа государственной власти, рассмотрение и принятие соответствующего решения уполномоченным органом может быть осуществлено только по заявлению ООО "Управление недвижимостью", поскольку право постоянного (бессрочного) пользования этим участком перешло к указанному лицу, как к собственнику объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке.
Указанные выводы ТУ Росимущества в Тульской области являются неправомерными, так как действующее земельное законодательство не содержит ограничений для принятия по заявлению пользователя решения о прекращении зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по мотивам нахождения такого земельного участка на дату обращения в пользовании у другого лица.
...
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2011 г. N Ф10-3770/11 по делу N А68-764/2011