Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 18.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Шелудяева В.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (ОГРН 1026201263725, г. Рязань, ул. Свободы, д. 49, 396006) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, г. Рязань, ул. Ленина, 34, 390000) от третьего лица: Министерства строительного комплекса Рязанской области (ОГРН 1036214000096, г. Рязань, ул. Полонского, д. 1/54, 390000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2011 (судья Грачев В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 (судьи Тучкова О.Г., Тиминская О.А., Игнашина Г.Д.) по делу N А54-959/2011,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области г. Рязань (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 25.02.2011 N 28 "О проведении внеплановой камеральной проверки" относительно действий министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, а также министерства строительного комплекса Рязанской области и аукционной комиссии при размещении заказа на выполнение работ по строительству физкультурно-спортивного комплекса в г. Михайлове Рязанской области.
Решением суда от 10.05.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2011 решение суда от 10.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, ОАО "Строительно-монтажный поезд N 534" обратилось в Управление с жалобой на действия отдела капитального строительства и аукционной комиссии администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области. Поводом для обращения с жалобой послужило несоблюдение аукционной комиссией администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район требований действующего законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд при проведении открытого аукциона "Строительство муниципального образовательного учреждения "Ряжская средняя общеобразовательная школа N 2" на 800 учащихся в г. Ряжске Рязанской области.
Решением комиссии Управления по контролю в сфере размещения заказов от 18.02.2011 N 43/2011-З/3 отдел капитального строительства, отдел торговли и муниципального заказа аукционной комиссии администрации муниципального образования Ряжский муниципальный район Рязанской области признаны нарушившими требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В связи с выявлением информации о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов (при рассмотрении жалобы ОАО "Строительно-монтажный поезд N 534" на действия аукционной комиссии администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области при проведении открытого аукциона N 25 и рассмотрении материалов внеплановой проверки, установлено, что согласно пункту 2.1. государственного контракта N 5 от 31.08.2009, заключённого между министерством строительного комплекса Рязанской области и ООО "СПК - Зелёный сад", стоимость выполнения работ составляет 163268000 руб., в то время как согласно справке стоимости выполненных работ и затрат от 25.02.2010 N 1 подлежит оплате за выполненные работы 188390999 руб., а с учётом НДС - 242980872 руб.), на основании ч. 5 ст. 17 Закона N 94-ФЗ и планом совместных целевых мероприятий с правоохранительными и контрольно-надзорными органами по противодействию коррупционным проявлениям в экономической сфере на 2011 год, УФАС принят приказ от 25.02.2011 N 28 о проведении внеплановой камеральной проверки действий министерства строительного комплекса Рязанской области, министерства имущественных земельных отношений Рязанской области и. аукционной комиссии при размещении заказа путём проведения открытого аукциона на выполнение работ по строительству физкультурно-спортивного комплекса в г. Михайлове Рязанской области требованиям Закона N 94-ФЗ.
Посчитав данный приказ незаконным, Министерство оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что поскольку оспариваемый приказ о проведении внеплановой камеральной проверки принят на основании жалобы ОАО "Строительно-монтажный поезд N 534", которое заявку на участие в аукционе не подавало, на заключение государственного контракта от 31.08.2009 N 5 не претендовало, то есть не являлось участником размещения заказа на проведение аукциона на выполнение подрядных работ по строительству физкультурно-спортивного комплекса в г. Михайлове Рязанской области, а следовательно, не вправе было обращаться с жалобой на действия министерства, то у УФАС в силу положений ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ отсутствовали полномочия на проведение внеплановой камеральной проверки в отношении заявителя.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с частями 5 и 6 ст. 17 Закона N 94-ФЗ территориальный орган федеральной службы, уполномоченной на осуществление контроля в сфере размещения заказов, имеет право проводить внеплановые проверки не только заказчиков, уполномоченных органов или других организаторов процесса размещения заказов, финансируемых из федерального бюджета, но и из бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального бюджета, в следующих случаях: в случае обращения участника размещения заказа с жалобой; в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ; в случае поступления информации о неисполнении предписаний; в случае поступления информации о совершении лицами, которые организуют размещение заказов, действий (бездействий), носящих признаки административного правонарушения.
Таким образом, помимо поступления жалобы от участника размещения заказа основанием для проведения внеплановой проверки является также поступление информации о нарушении законодательства о размещении заказов. При этом Закон N 94-ФЗ не предъявляет требований к источнику такой информации.
Поскольку целью Управления является защита публичных интересов и реализация максимально широких контрольных полномочий с целью обеспечения честной конкуренции в такой социально значимой сфере, как размещение государственных заказов, то в соответствии с Законом N 94-ФЗ информация о нарушении законодательства о размещении заказов явилась достаточным основанием для проверки действий Министерства строительного комплекса Рязанской области (заказчик), Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (уполномоченный орган по размещению заказов на сумму свыше 500 тыс. руб. - организатор торгов) и аукционной комиссии при размещении заказа, в котором выявлены нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А54-959/2011 отменить.
Отказать Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области в удовлетворении требования о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 25.02.2011 N 28.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 5 и 6 ст. 17 Закона N 94-ФЗ территориальный орган федеральной службы, уполномоченной на осуществление контроля в сфере размещения заказов, имеет право проводить внеплановые проверки не только заказчиков, уполномоченных органов или других организаторов процесса размещения заказов, финансируемых из федерального бюджета, но и из бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального бюджета, в следующих случаях: в случае обращения участника размещения заказа с жалобой; в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ; в случае поступления информации о неисполнении предписаний; в случае поступления информации о совершении лицами, которые организуют размещение заказов, действий (бездействий), носящих признаки административного правонарушения.
Таким образом, помимо поступления жалобы от участника размещения заказа основанием для проведения внеплановой проверки является также поступление информации о нарушении законодательства о размещении заказов. При этом Закон N 94-ФЗ не предъявляет требований к источнику такой информации.
Поскольку целью Управления является защита публичных интересов и реализация максимально широких контрольных полномочий с целью обеспечения честной конкуренции в такой социально значимой сфере, как размещение государственных заказов, то в соответствии с Законом N 94-ФЗ информация о нарушении законодательства о размещении заказов явилась достаточным основанием для проверки действий Министерства строительного комплекса Рязанской области (заказчик), Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (уполномоченный орган по размещению заказов на сумму свыше 500 тыс. руб. - организатор торгов) и аукционной комиссии при размещении заказа, в котором выявлены нарушения.
...
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А54-959/2011 отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2011 г. N Ф10-4104/11 по делу N А54-959/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17275/11
12.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17275/11
20.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17275/11
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4104/11
15.07.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2833/11