Дело рассмотрено 09.11.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консалтинг" (ОГРН 1083668032645, оф. 209, д. 2-а, ул. Лебедева, г. Воронеж, 394029), от Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (д. 10, ул. Плехановская, г. Воронеж, 394018), 3-его лица: от администрации городского округа город Воронеж (д. 10, ул. Плехановская, г. Воронеж, 394018), |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2011 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-12027/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консалтинг" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (далее - Департамент) о признании незаконным, не соответствующим статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ, бездействия Департамента по неисполнению исполнительного листа Арбитражного суда Воронежской области, выданного 05.08.2010 по делу N А14-1144/2010/36/3, выразившегося в не обеспечении выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа, в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в данном органе, в не информировании заявителя в десятидневный срок о неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в финансовый орган (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, заявленные Обществом требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2010 по делу N А14-1144/2010/36/3 с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в порядке субсидиарной ответственности взыскано в пользу заявителя 8350000 рублей задолженности, 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины, выдан исполнительный лист АС N 002517613.
Определением суда от 25.08.2010 по указанному делу произведена замена должника - муниципального образования городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж на правопреемника - муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице департамента финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж.
1 сентября 2010 года исполнительный лист принят Департаментом к исполнению и в установленный законом срок не были произведены необходимые действия по его исполнению.
Считая бездействия Департамента незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд частично удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239 и пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п. 4 ст. 242.5 БК РФ).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 5 ст. 242.5 БК РФ).
В силу пункта 7 названной статьи Кодекса при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Согласно пункту 1.2. Положения о кассовом обслуживании бюджета города, порядке открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств при казначейской системе исполнения бюджета, утвержденного постановлением администрации г. Воронежа от 17.05.2004 N 752 (далее - Положение) на Финансово-казначейское управление администрации г. Воронежа возлагаются организация исполнения и исполнение городского бюджета, управление счетами городского бюджета и бюджетными средствами, Финансово-казначейское управление является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.8 решения Воронежской городской Думы от 09.09.2009 N 239-II "О наделении правами юридического лица департамента финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж" департамент - уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, который является правопреемником финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что исполнительный лист Арбитражного суда Воронежской области АС N 002517613 был принят Департаментом к исполнению 01.09.2010 и исполнен 21.12.2010, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного статьей 242.5 БК РФ, операции по расходованию средств на лицевых счетах должника не приостанавливались. Департамент не информировал взыскателя о неисполнении исполнительного документа.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности бездействия Департамента, поскольку последним не соблюдены требования вышеизложенных норм Бюджетного кодекса РФ, а именно, не проведены действия по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, не были приняты надлежащие меры по исполнению обязанностей, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
Ввиду изложенного суд признал, что указанное бездействие нарушило права Общества, поскольку задолженность не была погашена в установленные законом сроки.
С учетом установленной судами совокупности предусмотренных статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, суд признал незаконным, несоответствующим пункту 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации бездействие департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, не приостановившего осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета, открытые в данном органе, не проинформировавшего взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в данный орган, удовлетворив в указанной части заявленные Обществом требования
Кассационная коллегия судей считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют вышеприведенным нормам материального права и основаны на оцененных в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов обеих инстанций и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у кассационной коллегии не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А14-12027/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что исполнительный лист Арбитражного суда Воронежской области АС N 002517613 был принят Департаментом к исполнению 01.09.2010 и исполнен 21.12.2010, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного статьей 242.5 БК РФ, операции по расходованию средств на лицевых счетах должника не приостанавливались. Департамент не информировал взыскателя о неисполнении исполнительного документа.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности бездействия Департамента, поскольку последним не соблюдены требования вышеизложенных норм Бюджетного кодекса РФ, а именно, не проведены действия по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, не были приняты надлежащие меры по исполнению обязанностей, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
...
С учетом установленной судами совокупности предусмотренных статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, суд признал незаконным, несоответствующим пункту 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации бездействие департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, не приостановившего осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета, открытые в данном органе, не проинформировавшего взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в данный орган, удовлетворив в указанной части заявленные Обществом требования"
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2011 г. N Ф10-4074/11 по делу N А14-12027/2010