г.Калуга |
|
5 декабря 2014 г. |
Дело N А68-11829/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" (пр-д Ханинский д. 11, г. Тула, 300024, ИНН 7107003790, ОГРН 1027100594950) |
- Ахадуллаевой Е.Н. - генеральный директор (приказ N 48 от 21.06.2013);
|
от администрации города Тулы (пр-т. Ленина, д. 2, г. Тула, 300600, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552)
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (ул. Сойфера, д. 16, г. Тула, 300041, ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.04.2014 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (судьи Мордасов Е.В. Федин К.А., Заикина Н.В.) по делу N А68-11829/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центрсельэлектросетьстрой" (далее - ОАО "Центрсельэлектросетьстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением признании недействительным постановления администрации города Тулы от 04.10.2013 N 3268 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования г. Тула автодороги".
Решением арбитражного суда от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ОАО "Центрсельэлектросетьстрой", явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Тульской области по делу NА68-13293/2011, вступившим в законную силу, признано отсутствующим зарегистрированное в ЕГРП право собственности ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" на автодорогу протяженностью 334 м инв. 70:401002120095670:7018:20000, лит. XVIII, расположенную по адресу: г. Тула, начальная точка - от поворота у здания лит. ГГ1-гараж по Ханинскому проезду, д. 11; конечная точка - до жилых домов по Ханинскому проезду, д. 15, корп. 1, 2, 3, 4.
Постановлением администрации города Тулы от 04.10.2013 N 3268 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования г. Тула автодороги" указанная автодорога протяженностью 334 м, расположенная по адресу: г. Тула, начальная точка - от поворота у здания лит. ГГ1-гараж по Ханинскому проезду, д. 11; конечная точка - до жилых домов по Ханинскому проезду, д. 15, корп. 1, 2, 3, 4, включена в состав имущества муниципальной казны муниципального образования г. Тула.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Названным законом установлены основания и критерии отнесения автомобильных дорог к указанным уровням и формам собственности.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (ч.10 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
Пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Устава муниципального образования город Тула (принят местным референдумом 09.02.1997) (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Устава в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 35 Устава глава администрации города обеспечивает осуществление администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.
Согласно пункту 2.1 Положения "О муниципальной казне муниципального образования город Тула" (Приложение 7 к решению Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/923) (далее - Положение о казне) муниципальная казна формируется из имущества: вновь созданного, построенного или приобретенного на основании договоров купли-продажи за счет средств городского бюджета, приобретенного на основании иных возмездных договоров; переданного в муниципальную собственность безвозмездно; право муниципальной собственности на которое признано решением суда; по законным основаниям изъятого из оперативного управления муниципальных учреждений, муниципальных казенных предприятий; по законным основаниям принятого из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий; оставшегося после ликвидации муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, а также иных юридических лиц, в уставном капитале которых имеются паи, доли, акции, являющиеся муниципальной собственностью; принятого в муниципальную собственность по другим законным основаниям.
Согласно пункту 3.1 Положения о казне имущество муниципальной казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула и учитывается в соответствии с установленным порядком ведения бюджетного учета.
Распоряжение имуществом муниципальной казны осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Тулы (пункт 4.1 Положения о казне).
С учетом изложенного, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое обществом постановление главы администрации города Тулы принято уполномоченным органом.
На момент принятия указанного постановления решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-13293/2011, вступившим в законную силу, признано отсутствующим зарегистрированное в ЕГРП право собственности ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" на автодорогу, протяженностью 334 м инв. 70:401002120095670:7018:20000, лит. XVIII, расположенную по адресу: г. Тула, начальная точка - от поворота у здания лит. ГГ1-гараж по Ханинскому проезду, д. 11; конечная точка - до жилых домов по Ханинскому проезду, д. 15, корп. 1, 2, 3, 4; номер регистрации 71-71-01/074/2011-157 от 21.11.2011.
Указанным решением суда также установлено, что спорная автодорога не ведет к очистным сооружениям общества, она заканчивается около жилых домов, расположенных по Ханинскому проезду, д. 15, корп. 1, 2, 3, 4 и предназначена для общего пользования. Автодорога находится в границах муниципального образования город Тула и является, в том числе принадлежностью улицы.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вышеуказанным судебным актом установлено, что право собственности общества на спорную автодорогу отсутствует.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о не нарушении прав заявителя оспариваемым постановлением, а соответственно и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.04.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А68-11829/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
...
На момент принятия указанного постановления решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-13293/2011, вступившим в законную силу, признано отсутствующим зарегистрированное в ЕГРП право собственности ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" на автодорогу, протяженностью 334 м инв. 70:401002120095670:7018:20000, лит. XVIII, расположенную по адресу: г. Тула, начальная точка - от поворота у здания лит. ГГ1-гараж по Ханинскому проезду, д. 11; конечная точка - до жилых домов по Ханинскому проезду, д. 15, корп. 1, 2, 3, 4; номер регистрации 71-71-01/074/2011-157 от 21.11.2011."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 декабря 2014 г. N Ф10-3900/14 по делу N А68-11829/2013