Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Стрегелевой Г.А. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Александрова В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от заявителя |
Димовой Ю.А. - представителя 9дов. от 20.06.08 N 1а-08/207-пост.), Червякова В.В. - представителя (дов. от 29.12.07 N 1а-08/62 - пост.), |
от заинтересованного лица |
Новиковой Н.А.- представителя (дов. от 09.01.08 N 2 - пост.), |
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.08 (судья Петрунин С.М.) по делу N А09-8462/07-15,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскрегионгаз" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Брянской области о признании недействительными решения от 23.11.2007 N 3 и предписания от 23.11.2007 N 3.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.02.08 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление ФАС России по Брянской области просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, заслушав выступления присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения Арбитражного суда Брянской области.
Как следует из материалов дела, Управление ФАС России по Брянской области (далее - Управление) на основании заявления областной ассоциации промышленных и коммерческих предприятий о принятии мер по урегулированию спорных вопросов по договору между потребителями и поставщиком газа - ООО "Брянскрегионгаз" возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "Брянскрегионгаз".
В ходе рассмотрения дела Управление установило противоречие указанных в п. 3.5 договора поставки газа штрафных коэффициентов (1,9 и 1,5), применяемым при расчете штрафных санкций за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема, штрафным коэффициентам (1,1 и 1,5), установленным п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.98 г. N 162.
Решением комиссии Управления от 23.11.2007 действия ООО "Брянскрегионгаз" по навязыванию контрагентам условий договора невыгодных для них и ущемляющих их интересы при проведении договорной компании на 2008-2012 г.г. признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выразившееся в изменении пункта 3.5 в соответствии с Правилами поставки газа, утв. Постановлением правительства РФ от 05.02.98 N 162, указано на необходимость направления потребителям, заключившим договор в прежней редакции, предложения об изменении условий заключенных ранее договоров поставки газа.
Обществу направлено предписание от 23.11.207 N 3.
ООО "Брянскрегионгаз", ссылаясь на то, что предложенные им условия, изложенные в пункте 3.5 долгосрочного договора поставки газа, соответствуют действующему законодательству и не являются невыгодными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).
Судом установлено, что ООО "Брянскрегионгаз" доминирует на рынке поставок природного газа в географических границах Брянской области, в связи с чем, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара свыше 35%.
В период с июля по октябрь 2007 г. обществом проведена договорная компания по заключению долгосрочных договоров поставки газа на период 2008-2012 г.г.
Согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ, при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября -1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что указанным пунктом Правил поставки газа в РФ определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. При этом повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку (штраф).
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума от 11.11.03 N 7071/03, N 7115/03.
Исходя из правового анализа представленного в материалы дела типового долгосрочного договора поставки газа, учитывая положения ч. 1 статьи 329, ч.1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренные спорным пунктом договора штрафные коэффициенты 1,9 и 1,5 являются мерой ответственности за нарушение договорных обязательств (неустойкой), применение которой не противоречит названным нормам Кодекса.
При этом суд указал, что коэффициенты, предусмотренные в п. 3.5 договора имеют совершенно иную природу и не заменяют собой коэффициенты, предусмотренные п. 17 Правил поставки газа в РФ и предложение о включении их в текст договора обусловлено необходимостью исполнения покупателем принятых договорных обязательств, соблюдению дисциплины газопотребления, необходимостью пресечения несанкционированного отбора газа.
Кроме того, судом принято во внимание, что комиссией Управления установлено отсутствие в период заключения договоров обращений потребителей с соответствующими исками в арбитражный суд в порядке ч. 1 ст. 445 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что антимонопольным органом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о нарушении Обществом интересов потребителей, выразившемся в заключении договоров на невыгодных для них условиях.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При подаче кассационной жалобы Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с чем с Управления подлежит взысканию в бюджет 1000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.08 по делу N А09-8462/07-15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Брянской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Брянской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правового анализа представленного в материалы дела типового долгосрочного договора поставки газа, учитывая положения ч. 1 статьи 329, ч.1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренные спорным пунктом договора штрафные коэффициенты 1,9 и 1,5 являются мерой ответственности за нарушение договорных обязательств (неустойкой), применение которой не противоречит названным нормам Кодекса.
При этом суд указал, что коэффициенты, предусмотренные в п. 3.5 договора имеют совершенно иную природу и не заменяют собой коэффициенты, предусмотренные п.17 Правил поставки газа в РФ и предложение о включении их в текст договора обусловлено необходимостью исполнения покупателем принятых договорных обязательств, соблюдению дисциплины газопотребления, необходимостью пресечения несанкционированного отбора газа.
Кроме того, судом принято во внимание, что комиссией Управления установлено отсутствие в период заключения договоров обращений потребителей с соответствующими исками в арбитражный суд в порядке ч. 1 ст. 445 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2008 г. N Ф10-2679/08 по делу N А09-8462/07-15