Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "МегаФон" |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от Сафоновского районного Совета депутатов |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от Прокуратуры Смоленской области |
Багданова Н.С. - представитель, доверенность от 10.02.2009 N 08/2009, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сафоновского районного Совета депутатов на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 (судьи Яковенкова В.В., Лукашенкова Т.В., Пузаненков Ю.А.) по делу N А62-3310/2009,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мобиком-Центр" (реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "МегаФон", далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействующими подпункта 6 пункта 1 и пункта 2 решения Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 N 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Обществом и муниципальным образованием "Сафоновский район" Смоленской области заключены договоры аренды от 23.08.2004 N 738 и N 739 земельных участков площадью по 2937,0 кв. м каждый, расположенных по адресам: Смоленская область, Сафоновский район, Старосельский с/о, д. Якушкино и Смоленская область, Сафоновский район, Прудковский с/о, д. Пустыня, используемых под антенно-мачтовые сооружения сотовой связи.
Впоследствии срок действия договоров аренды земельных участков продлевался на 2005-2009 годы, с ежегодным изменением порядка расчета и размера арендной платы.
В 2009 году расчет арендной платы по вышеуказанным земельным участкам произведен Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сафоновского района в соответствии с порядком, установленным Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" (далее - Постановление Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118, опубликовано 13.03.2009 в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области N 2-2009).
Подпунктом 6 пункта 1 решения Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 N 59/1 утверждены базовые размеры арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи, размер которых составляет 10 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с пунктом 2 названного решения положения принятого нормативного правового акта распространяют свое действие на ранее заключенные договоры аренды земельных участков и правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
С установлением базового размера арендной платы, утвержденного решением от 20.03.2009 N 59/1, за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи, произошло повышение годовой арендной платы для хозяйствующих субъектов, в том числе и Общества, более чем в 6 раз по сравнению с 2008 годом.
Полагая, что решение органа местного самоуправления не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле, как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории Российской Федерации и, одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; платности использования земли; паритетного сочетания публичного и частного интересов.
Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
На основании ч. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени такие правила не установлены.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрацией Смоленской области принято Постановление от 10.03.2009 N 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области".
Согласно пункту 1 Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, утвержденного Постановлением от 10.03.2009 N 118, (далее - Положение), размер арендной платы определяется на основе государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 названного Положения размеры ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Во исполнение Постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118 Сафоновским районным Советом депутатов принято оспариваемое Решение от 20.03.2009 N 59/1 "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области" (опубликовано в газете "Сафоновская правда" от 01.04.2009 N 24, далее - решение от 20.03.2009 N 59/1).
Пунктом 1 названного решения утверждены базовые размеры арендной платы за земельные участки, на которые не разграничена государственная собственность. Базовый размер арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, составляют 10 процентов (подпункт 6 пункта 1 Решения от 20.03.2009 N 59/1).
В результате применения муниципальным образованием новой методики расчета арендной платы с учетом базовых размеров арендной платы, утвержденных Решением от 20.03.2009 N 59/1, размер годовой арендной платы по земельным участкам, используемым Обществом под сооружениями сотовой связи, увеличился в 2009 году по сравнению с 2008 годом более чем в 6 раз.
В соответствии с общими принципами земельного, гражданского и налогового законодательства, основной базой для установления, как ставки земельного налога, так и размера арендной платы за землю является экономическая составляющая земельного участка.
Таким образом, поскольку порядок установления арендной платы за земельные участки аналогичен порядку установления ставок земельного налога, арбитражный суд при рассмотрении спора правомерно учитывал позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и оценил оспариваемые положения нормативного акта Сафоновского районного Совета депутатов на предмет их экономической обоснованности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в указанном Определении, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как установлено судом на основании имеющихся материалов дела, доказательств наличия экономического обоснования базовых ставок арендной платы Сафоновским районным Советом депутатов не представлено. Критериями при определении размера арендной платы явились виды целевого использования земель и категории арендаторов. При этом представленные в деле отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков не могут свидетельствовать об экономической обоснованности оспариваемого базового размера арендной платы, так как оценка рыночной стоимости земельных участков проведена значительно позднее принятия оспариваемого решения от 20.03.2009 N 59/1.
Кроме того, суд обоснованно провел сравнение базового размера арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, с соответствующими ставками земельного налога (сравниваемые ставки земельного налога утверждены Решением Совета депутатов Старосельского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24.11.2008 N 18 и решением Совета депутатов Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 25.11.2008 N 2), превышение которого составило в 7 раз.
При указанных обстоятельствах требования Общества о признании недействующим подпункта 6 пункта 1 решения от 20.03.2009 N 59/1 обоснованно удовлетворены судом.
Пункт 2 указанного решения, устанавливающий применение действия положений оспариваемого нормативного акта к ранее заключенным договорам аренды земельных участков и правоотношениям, возникающим с 01.01.2009, судом также правомерно признан недействующим в связи со следующим.
Правом установления размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Сафоновский районный Совет депутатов наделен Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118, которое вступило в силу с 23.03.2009.
С указанной даты орган местного самоуправления вправе принимать акты, устанавливающие размеры ставок арендной платы.
Решение Сафоновского районного Совета депутатов от 20.03.2009 N 59/1 опубликовано в установленном порядке 01.04.2009 в газете "Сафоновская правда".
Распространяя действие решения от 20.03.2009 N 59/1 на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, и применяя его положения к ранее заключенным договорам аренды земельных участков, орган местного самоуправления вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
На основании изложенного, кассационная инстанция приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 по делу N А62-3310/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с общими принципами земельного, гражданского и налогового законодательства, основной базой для установления, как ставки земельного налога, так и размера арендной платы за землю является экономическая составляющая земельного участка.
Таким образом, поскольку порядок установления арендной платы за земельные участки аналогичен порядку установления ставок земельного налога, арбитражный суд при рассмотрении спора правомерно учитывал позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Определении от 11.05.2004 N 209-О, и оценил оспариваемые положения нормативного акта Сафоновского районного Совета депутатов на предмет их экономической обоснованности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в указанном Определении, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.
...
Правом установления размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Сафоновский районный Совет депутатов наделен Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 N 118, которое вступило в силу с 23.03.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2009 г. N Ф10-4568/09 по делу N А62-3310/2009