Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 сентября 2004 г. N КА-А40/8187-04
(извлечение)
Инспекция МНС России N 3 по Центральному административному округу города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом изменения исковых требований, о взыскании 3808448 руб. штрафных санкций по ее решению N 08-00-287-197-212 от 30.09.2002 о привлечении Закрытого акционерного общества "Ластис" к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на пользователей автомобильными дорогами, о перечислении указанных налогов по акту выездной налоговой проверки от 20.08.2002 N 08-00-287 за период 1999-2001 г.г.
Обществом заявлено встречное исковое требование о признании недействительным указанного решения Инспекции по мотивам пропуска сроков привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Одновременно произведена замена ответчика на Закрытое акционерное общество "СОФТ" в связи с реорганизацией ЗАО "Ластис".
Решением от 09.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2004, Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к налоговой ответственности за период с 1-го по 3-й кварталы 1999 г. в связи с пропуском срока привлечения к налоговой ответственности. В остальной части иска отказано. С Общества взыскано в доход соответствующего бюджета 3520265 руб. 32 коп. штрафных санкций. В остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 3, в которой налоговый орган ссылался на неправильное исчисление судом сроков привлечения к налоговой ответственности, а также в связи с кассационной жалобой Общества, в которой последнее ссылалось на неправильное применение Инспекцией подпункта 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Инспекция в заседании суда кассационной инстанции возражала против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.08.2003 N КА-А40/5673-03, которым оставлены без изменения решение и постановление Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-41562/02-99-285, дана оценка применению при принятии Инспекцией решения от 30.09.2002 N 08-00-287-197-212 подпункта 7 п. 1 ст. 31 НК РФ как примененному правильно, поскольку в ходе проверки налогоплательщиком были представлены документы за проверяемый период, подтверждающие как доходы, так и расходы Общества, в связи с чем оснований для расчета налога исходя из данных об иных аналогичных налогоплательщиках при наличии у Инспекции информации о проверяемом налогоплательщике, не имелось. Проверен судом и признан несостоятельным довод заявителя о неверном исчислении Инспекцией выручки в целях обложения налогами на прибыль, пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Поскольку судебные акты по делу N А40-41562/02-99-285 не отменены, у суда кассационной инстанции при рассмотрении настоящего дела с участием тех же лиц в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не имеется законных оснований к переоценке ранее оцененных судом обстоятельств.
Арбитражным судом г. Москвы при разрешении дела N А40-41562/02-99-285 установлено, что расчетный метод применен правильно, поэтому у Федерального арбитражного суда Московского округа при рассмотрении настоящего дела отсутствуют основания к переоценке установленных в связи с этим обстоятельств, в том числе и относительно размера начисленных налоговых платежей и санкций на основании примененного расчетного метода.
Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
В связи с этим ЗАО "СОФТ" как правопреемник ЗАО "Ластис" должен платить налоги и санкции, так как решение налоговым органом принято 30.09.2002, а решение о реорганизации путем слияния состоялось 06.06.2003.
Вместе с тем, судебные акты в части признания недействительным решения Инспекции в отношении взыскания налоговых санкций по НДС за 3-й квартал 1999 г. и в части отказа в иске о взыскании этих санкций следует отменить, отказав в иске о признании решения налогового органа недействительным в данной части и взыскав с налогоплательщика санкции в указанной части.
В соответствии с п. 1 ст. 11З НК РФ исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 настоящего Кодекса.
Налоговый период по НДС за 3-й квартал 1999 г. истек 30.09.99. Трехлетний срок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности истек 30.09.2002. Именно в этот день было принято оспариваемое решение Инспекции, то есть в установленный законом срок.
Расчет размера штрафных санкций по отдельным видам налогов и налоговым периодам подтверждается материалами дела (л.д. 21-24 т. 2).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, постановил:
Решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2004 по делу N А40-7119/03-14-75 Арбитражного суда г. Москвы изменить.
Признать недействительным решение Инспекции МНС России N 3 по Центральному административному округу г. Москвы от 30.09.2002 N 08=00-287-197-212 в части привлечения ЗАО "СОФТ" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за период с 1 по 2 квартал 1999 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ЗАО "СОФТ" в доход соответствующего бюджета штрафные санкции в сумме 3808448 руб. и в доход федерального бюджета госпошлину 45963 руб. 36 коп. по иску и кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2004 г. N КА-А40/8187-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании