Резолютивная часть постановления изготовлена 29 мая 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Кириловой Л.Л. |
||
Судей: |
Варивода Т.П. |
||
|
Чадова В.М. |
||
|
|
||
при участии в заседании: |
|
||
|
|
||
от истца: ОАО "ТГК N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" |
не явились, извещены надлежаще, |
||
от ответчиков: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Москва
Курская область в лице комитета социального обеспечения Курской области, г. Курск
от третьих лиц: Комитет финансов Курской области, г. Курск Комитет ЖКХ Курской области, г. Курск Инспекция ФНС России по г. Курску |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15 февраля 2008 года по делу N А35-5217/07С5,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании суммы расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991, с также связанных с исполнением Федерального закона "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" N 175-ФЗ от 26.11.1998, в сумме 24870 руб. 31 коп. за период с января по июнь 2007 года.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области, Комитет ЖКХ Курской области, Инспекция ФНС России по г. Курску.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.02.2008 исковые требования удовлетворены частично. С Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет средств казны Курской области в пользу ОАО "ТГК N 4" взыскано 21076 руб. 53 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Администрация Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судебного акта.
По мнению заявителя кассационной жалобы, меры социальной поддержки, установленные указанными выше законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации и ответчиком по рассматриваемому делу должна выступать Российская Федерация, а не субъект РФ.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в январе-июне 2007 года году истец в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" N 175-ФЗ от 26.11.1998 оказал льготным категориям граждан, проживающим на территории Курской области, жилищно-коммунальные услуги на сумму 24870 руб. 31 коп. (с НДС).
Задолженность в указанной сумме, по мнению истца, образовалась вследствие того, что Комитет ЖКХ Курской области отказался принимать у него отчеты, в которых указанны суммы расходов с учетом НДС.
Отчеты за февраль, март, апрель, май и июнь 2007 года Комитетом возвращены не были, однако возмещения расходов истца в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за указанный период также произведено не было.
Ссылаясь на образовавшуюся задолженность, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице "Курская региональная генерация" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация в 2007 году выполнила свои обязательства по предоставлению бюджету Курской области субвенции на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, в полном объеме. Курская область ненадлежащим образом исполнила обязательства по возмещению истцу указанных расходов, в связи с чем предъявленная к возмещению сумма взыскана судом с субъекта РФ за счет средств областной казны.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда несоответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с реализацией указанного закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе, компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Статьей 3 этого же Закона предусмотрено, что компенсации и льготы предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1996 года N 506 установлен Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статьей 15 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2007 год" Курской области из Фонда компенсаций для возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", установлена субвенция на сумму 395693,8 тыс. руб., которая была перечислена бюджету Курской области в размере 314592,2 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год" не использованные в 2007 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2008 году на те же цели.
См. также п. 3 ст. 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"
Согласно справке к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета остаток неиспользованных целевых средств, полученных бюджетом Курской области из Федерального фонда компенсаций, по состоянию на 01.01.2008 составила 43011461 руб. 91 коп.
В силу п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации вышеуказанных Законов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что обязанность по возмещению причиненных истцу убытков лежит на Курской области, ошибочным и сделанным без учета требований вышеприведенных правовых норм. То обстоятельство, что денежные средства федерального бюджета, перечисленные в качестве субвенций в бюджет субъекта РФ в 2007 году, не были использованы в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на неё законом обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В возмещение расходов по кассационной жалобе с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Комитета социального обеспечения Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2008 года по делу N А35-5217/07С5 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация" 21076 руб. 53 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Комитета социального обеспечения Курской области в возмещение расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Л.Л. Кирилова |
Судьи |
Т.П. Варивода |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации вышеуказанных Законов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2008 г. N Ф10-2072/08 по делу N А35-5217/07С5