Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Егорова Е.И. |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" |
Бернюкова Т.Е. - представитель (дов. от 18.04.2008 N 5/с); |
от Смоленской таможни |
Гурская А.П. - главный государственный инспектор (дов. от 30.05.2007 N 12-31/383); |
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2007 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 (судьи Стаханова В.Н., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А62-5003/2007
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "АвтоГазРегион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни (далее - Таможня) от 19.11.2007 N 10113000-1986/2007 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Решением суда от 17.12.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что оспариваемые судебные акты отмене не подлежат.
Как видно из материалов дела, 07.09.2007 таможенным органом в ходе осуществления таможенного контроля за перемещаемыми с территории РФ товарами и транспортными средствами приостановлено движение автомашины "Мерседес-Бенц 1840 LS", регистрационный номер KI4148, с полуприцепом "Крона SDP24", регистрационный номер 5714 КА, перемещавшей по товаросопроводительным документам: копии контракта от 29.01.2007 N 12, CMR N 6036058, счету-фактуре от 04.09.2007 N АГР-145, спецификации от 04.09.2007 N АГР-13 к контракту от 29.01.2007 N12 автомобильные запчасти, а также электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов (серная кислота) общим весом брутто 60 кг.
Грузоотправителем данного товара (электролита) является ООО "ТД "АвтоГазРегион" (Российская Федерация, г. Н. Новгород), грузополучателем ОДО "БелРосЗапчасть" (Республика Беларусь, г. Минск).
Поскольку в представленных Обществом товаросопроводительных документах отсутствовала лицензия на вывоз электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов (серная кислота), Смоленской таможней вынесено определение от 07.09.2007 N 10113000-1986/2007 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Определением ведущего инспектора отдела административных расследований Смоленской таможни от 14.09.2007 назначена экспертиза обнаруженного в вышеуказанном транспортном средстве вещества.
Согласно выводов, содержащихся в заключении эксперта от 03.10.2007 N 112-04/521, представленное на исследование вещество является раствором серной кислоты с массовой долей 36,8%, плотность раствора составляет 1,2750 г/куб. см.
Усмотрев в действиях ООО "ТД "АвтоГазРегион" состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Смоленской таможней составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2007 N 10113000-1986/2007, а постановлением Таможни от 19.11.2007 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 руб.
Полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В силу статей 6, 13 Закона N 164-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь (или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок (делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов), а также определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается, в том числе, в следующих случаях: реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; выполнения Российской Федерацией международных обязательств.
Согласно части 2 названной статьи основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
Единственным федеральным органом исполнительной власти, выдающим лицензии, предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима (статья 158 Таможенного кодекса РФ).
В статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) указано, что прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Согласно статье 28 Закона N 3-ФЗ ввоз (вывоз) вышеуказанных средств и их прекурсоров осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти и специально уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации принимает специальное решение о перечне конкретных прекурсоров, внесенных в Список IV, на которые распространяется действие пункта 1 настоящей статьи.
Для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) указанными государственными унитарными предприятиями должны быть получены разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификат на право ввоза (вывоза), выдаваемые в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Указанные разрешения и сертификат не могут быть переданы другому юридическому лицу.
В соответствии с требованиями пункта 2 Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 N 278, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по Номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 930 утверждены Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 года N 278. Серная кислота включена в указанную номенклатуру.
В соответствии со статьей 2 Закона N 3-ФЗ наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и в зависимости от применяемых государством мер контроля заносятся, в соответствующие списки (Список IV).
Серная кислота включена в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ (Список IV).
В пункте 2 примечаний к Перечню указано, что контроль распространяется также на препараты, содержащие средства и вещества, указанные в названном перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.).
Как следует из заключения эксперта от 03.10.2007 года N 112-04/521 о проведении идентификационной экспертизы, представленное на исследование вещество является раствором серной кислоты с массовой долей основного вещества 36,8%, плотность раствора составляет 1, 2750 г/куб. см.
Порядок проведения указанной экспертизы соответствует требованиями ст. 26.4 КоАП РФ.
Каких-либо возражений относительно проведенной таможенным органом экспертизы ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" в ходе судебного разбирательства не заявлялось, предоставленными стороне ч. 1 ст. 82 АПК РФ правами Общество также не воспользовалось.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал заключение эксперта обоснованным.
Материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и вины последнего в его совершении. Выводы суда в этой части являются обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" просило взыскать со Смоленской таможни 6889 руб. судебных расходов.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом в удовлетворении требований заявителя отказано, а обжалуемые в кассационном порядке судебные акты оставлены без изменения, правовых оснований для взыскания судебных расходов со Смоленской таможни в пользу Общества не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Вместе с тем, при подаче кассационной жалобы ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" по платежному поручению от 26.03.2008 N 000096 было уплачено 1000 руб. государственной пошлины. По вышеуказанному основанию сумма государственной пошлины подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу N А62-5003/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета ООО "Торговый Дом "АвтоГазРегион" 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.03.2008 N 000096.
На возврат госпошлины выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Закона N 3-ФЗ наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и в зависимости от применяемых государством мер контроля заносятся, в соответствующие списки (Список IV).
Серная кислота включена в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ (Список IV).
В пункте 2 примечаний к Перечню указано, что контроль распространяется также на препараты, содержащие средства и вещества, указанные в названном перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.).
...
Порядок проведения указанной экспертизы соответствует требованиями ст. 26.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2008 г. N Ф10-1988/08 по делу N А62-5003/2007