Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от заявителя |
- Иргалиевой Ж.Ю. - представит. (дов. от 17.11.2009 N 1/2-94Д), - Астаховой Е.В. - представителя (дов. от 26.03.2009, N 1/2-23Д); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области |
- Михина С.В. - нач. отд. (дов. от 02.12.2009 N 04-16/3463, пост.), - Нестерова А.И. - гос.инспектора (дов. от 11.01.2009 N 04-16/02, пост.); |
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2009 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-6191/2009/144/10,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воронежнефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 07.05.2009 N 29.04-19.8 об административном правонарушении (уточненное требование).
Решением суда от 06.07.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 решение от 06.07.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и УФАС, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Как видно из материалов дела, решением УФАС от 23.12.2008 действия Общества по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Воронежской области признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании данного решения Обществу было выдано предписание от 23.12.2008 по делу N 104-10К о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, согласно которому ОАО "Воронежнефтепродукт" предписано в 10-дневный срок с момента получения предписания установить одинаковые цены на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Воронежской области.
16 февраля 2009 года ОАО "Воронежнефтепродукт" сообщило антимонопольному органу об исполнении предписания и установлении одинаковых цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на территории Воронежской области.
На основании приказа УФАС от 10.03.2009 N 44 должностными лицами антимонопольного органа 11.03.2009 была проведена проверка на предмет исполнения Обществом указанного предписания.
В рамках данной проверки антимонопольным органом 11.03.2009 был направлен запрос Обществу N 04-16/617 о предоставлении в срок до 18.03.2009 информации о ценах по состоянию на 11.03.2009 на автомобильный бензин (АИ-76, АИ-92, АИ-95) и дизельное топливо, реализуемые Обществом на следующих автозаправочных станциях: АЗК N 37 (г. Воронеж, проспект Патриотов, 1а), АЗК N 57 (г. Воронеж, пер. Спокойный, 24а), АЗС N 66 (г. Воронеж, проспект Патриотов, 69), АЗК N 178 (Воронежская область, Рамонский район, 483 км а/м Дон), АЗС N 8 (г. Воронеж, ул. Димитрова, 130 Б).
11 марта 2009 года, осуществив проверку цен на принадлежащих Обществу АЗК, антимонопольный орган установил, что на АЗК N 178 дизельное топливо реализовывалось по цене 15 рублей за литр, а на АЗК N 8 стоимость одного литра бензина АИ-76 составляла 15,50 руб., дизельного топлива 15,70 руб. Данные обстоятельства УФАС установило на основании цен, указанных на стационарных стелах, расположенных на территории АЗК и сфотографированных в ходе контрольных мероприятий.
Согласно ответу ОАО "Воронежнефтепродукт" на запрос УФАС, содержащемуся в письме от 16.03.2009 N 3/1-98, по состоянию на 11.03.2009 цена одного литра дизельного топлива на АЗК N 178 составляла 15,90 руб. за литр, стоимость одного литра бензина АИ-76 на АЗК N 8 составляла 16,40 руб., а дизельного топлива на той же АЗК - 16,90 руб.
По результатам проверки составлен акт N 44 от 23.03.2009 года.
По факту представления Обществом в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений о ценах на соответствующие марки нефтепродуктов, УФАС составило протокол от 16.04.2009 N 29.04-19.8, на основании которого постановлением от 07.05.2009 по делу N 29.04-19.8 привлекло ОАО "Воронежнефтепродукт" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 311111 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с запросом антимонопольного органа Обществу надлежало представить информацию о ценах, существовавших на конкретных АЗК по состоянию на 11.03.2009.
В силу специфики работы автозаправочных станций реализация нефтепродуктов осуществляется на них круглосуточно, в том числе с 00 часов 00 минут до 9 часов 00 минут, и в указанный временной период 11.03.2009 дизельное топливо и бензин автомобильный марки АИ-76 реализовывались на АЗК N 178 и N 8 по ценам, сообщенным Обществом антимонопольному органу в письме от 16.03.2009 N 3/1-98. Затем с 9 часов 00 минут эти цены были изменены.
При указанных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что информация, представленная ОАО "Воронежнефтепродукт", являлась неполной, но достоверной.
Таким образом, вывод суда о том, что в нарушение требований ч. 4 ст. 210 АПК РФ административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, является верным, в связи с чем требование заявителя удовлетворено правомерно.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу N А14-6191/2009/144/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2009 г. N Ф10-5455/09 по делу N А14-6191/2009/144/10