Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Любаева А.В. |
Капустян А.В. - представитель, доверенность от 15.01.2009, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Юрьева Б.И. |
Капустян А.В. - представитель, доверенность от 16.01.2009, |
|
|
Администрации города Рязани |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2009 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 (судьи Тучкова О.Г., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-5172/2008-С5,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Любаев А.В. и Юрьев Б.И обратились в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Рязани (далее - Администрация), связанного с непередачей в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 7 489,9 кв.м. с кадастровым номером 62:29:020031:0017 и обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка с направлением его заявителям.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителя Любаев А.В. и Юрьев Б.И., суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, индивидуальные предприниматели Любаев А.В. и Юрьев Б.И. приобрели на праве общей долевой собственности объект незавершенного строительства, расположенный в городе Рязани по ул. Станкозаводской, 30 (договор купли-продажи, удостоверенный нотариусом города Рязани 24.12.1999).
Постановлением Администрации города Рязани от 30.08.2000 N 4741 указанным предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок площадью 4 152,5 кв.м. с кадастровым номером 62:29:020031:27 для строительства приобретенного объекта недвижимости.
На основании указанного постановления с собственниками объекта незавершенного строительства заключены договоры аренды земельного участка от 04.09.2000 за N С122-00 и N С123-00.
Постановлением Администрации г. Рязани от 25.01.2001 N 246 предоставлен Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. в аренду земельный участок общей площадью 3 170 кв. м. с кадастровым номером 62:29:020031:34, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Станкозаводская, для строительства бесплатной парковочной автостоянки.
Договоры аренды указанного земельного участка заключены сторонами 05.02.2001 (N С015-01 и N С 016-01).
В период 2001 года земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:020031:27 и 62:29:02 00 31:34 были объединены в один земельный участок с постановкой его на кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 62:29:02 00 31:43.
Объединенный земельный участок общей площадью 7 489,8 кв.м. постановлением Администрации города Рязани от 23.10.2001 N 3896 передан в аренду Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. для строительства приобретенного ими объекта недвижимости.
На основании указанного постановления сторонами заключены договора аренды земельного участка, которые по истечении срока их действия продлевались.
Постановлением Администрации г. Рязани от 03.12.2003 N 4697 ранее принятое постановление о предоставлении Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. в аренду земельного участка площадью 7 489,8 кв.м. признано утратившим силу, а также указано на расторжение ранее заключенных договоров аренды.
Этим же постановлением указанный земельный участок повторно предоставлен в аренду сроком на два года названным лицам.
Соглашениями от 20.01.2004 N С005-04А и от 28.04.2004 N С005-04В спорный земельный участок передан в аренду Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. до 04.12.2005 для строительства.
На дату заключения указанных соглашений кадастровый номер передаваемого в аренду земельного участка был изменен с N 62:29:02 00 31:43 на N 62:29:002 0031:0017, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 19.01.2004.
Соглашением от 06.12.2005 сторонами продлен срок действия соглашений N С005-04А и С005-04В об аренде земельного участка с кадастровым номером 62:29:002 0031:0017 до 04.12.2007.
28 июля 2008 года сторонами заключено соглашение о расторжении ранее заключенных соглашений от 20.01.2004 N С005-04А и от 28.04.2004 N С005-04В аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:002 0031:0017, предоставленного для строительства объекта недвижимости общественно торгового комплекса, и прекращении арендных отношений с 15.05.2007.
22 октября 2008 года предприниматели Юрьев Б.И. и Любаев А.В. обратились в Администрацию города Рязани с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7489,9 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017 в связи с окончанием строительства объекта, вводом его в эксплуатацию и государственной регистрацией права собственности на этот объект.
Решение по указанному заявлению Администрацией принято не было, ответ заявителям не направлен.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предоставлении земельного участка на праве собственности органом местного самоуправления должно быть рассмотрено и принято решение в месячный срок.
В результате допущенного бездействия Администрацией указанные требования закона исполнены не были. Учитывая изложенное, бездействие Администрации города Рязани, связанное с нерассмотрением заявления индивидуальных предпринимателей Юрьева Б.И. и Любаева А.В. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7489,9 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017, суд обоснованно признал незаконным.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей, вызванных незаконным бездействием, суд обязал Администрацию города Рязани принять решение о предоставлении в собственность Юрьеву Б.И. и Любаеву А.В. земельного участка с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017 и направить последним проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
При этом, как следует из мотивированной части обжалуемых судебных актов, суд пришел к выводу о наличии у заявителей прав на получение в собственность спорного земельного участка площадью 7489,9 кв.м.
Указанные выводы суда являются ошибочными в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок площадью 7489,9 кв.м. состоит из двух объединенных земельных участков: площадью 3 170 кв. м (кадастровый номер 62:29:02 00 31:0034), предоставленный заявителям в аренду для строительства парковочной автостоянки, и площадью 4 152 кв.м. (кадастровый номер 62:29:02 00 31:0027) -для строительства здания общественно-торгового комплекса.
В 2007 году строительство здания общественно-торгового комплекса было завершено, объект введен в эксплуатацию и 15 мая 2007 года Любаевым А.В. и Юрьевым Б.И. осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности на этот объект.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей 22.10.2008 в Администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7 489,8 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017 для эксплуатации здания общественно-торгового комплекса.
При этом, до подачи заявления в администрацию был предоставлен кадастровый паспорт (план) указанного земельного участка с названным номером.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Предоставленный заявителями в Администрацию кадастровый паспорт земельного участка площадью 7489,8 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017 не мог служить основанием для предоставления в собственность земельного участка в испрашиваемых размерах в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Для целей, связанных с эксплуатацией зданий, строений и сооружений, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок сформирован из двух земельных участков, предоставленных индивидуальным предпринимателям в аренду для строительства двух объектов - парковочной автостоянки и здания общественно-торгового комплекса.
На момент обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка заявителями подтвержден факт окончания строительства, ввода в эксплуатацию, государственной регистрации права собственности только на здание общественно-торгового комплекса.
В связи с заключением сторонами соглашений о расторжении арендных отношений от 28.07.2008, с указанной даты спорный земельный участок ни на каком праве у предпринимателей Юрьева Б.И. и Любаева А.В. не находился.
Кадастровый учет земельного участка площадью 7489,8 кв.м. осуществлен в 2004 году с присвоением ему кадастрового номера 62:29:002 00 31:0017.
При этом, в кадастровом паспорте (плане) земельного участка в графе "сведения о правах" стоит прочерк, в графе "разрешенное использование (назначение)" указано - для строительства.
Учитывая изложенное, представленный заявителями кадастровый (план) не мог служить основанием для подтверждения границ и площади испрашиваемого в собственность земельного участка, необходимой для эксплуатации здания общественно-торгового комплекса.
При таких обстоятельствах в отношении земельного участка, подлежащего передаче в собственность предпринимателям Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. по правилам статьи 36 ЗК РФ, государственный кадастровый учет осуществлен не был.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, указанные действия, предшествующие подаче заявления о предоставлении в собственность земельного участка, последними выполнены не были.
Кроме того, в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления от 22.10.2008) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на земельный участок.
Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлены государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ, вышеназванные положения применяются со дня вступления в силу настоящего закона.
Как следует из материалов дела, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка осуществлялась в связи с принятием Администрацией города Рязани постановлений о представлении его в аренду предпринимателям Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. для строительства объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт (план) земельного участка с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017 служил основанием для государственной регистрации права аренды на этот участок на период строительства объекта недвижимости.
Государственная регистрация договора аренды спорного земельного участка сторонами не осуществлялась.
Постановлением Администрации от 13.05.2008 N 2503 и соглашением сторон от 28.07.2008 отношения по аренде земельного участка расторгнуты.
При таких обстоятельствах сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет спорного земельного участка, утратили юридическую силу, а поэтому выписка из государственного земельного кадастра, содержащая эти сведения о земельном участке не могла служить подтверждением границ и площади земельного участка, подлежащего передаче в собственность для эксплуатации здания, принадлежащего заявителям.
Таким образом, обратившись в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 7489,8 кв.м., предприниматели Любаев А.В. и Юрьев Б.И. документально не подтвердили свое право на этот участок в указанных размерах.
При таких обстоятельствах спора, признавая незаконным бездействие Администрации города Рязани, связанное с нерассмотрением заявления предпринимателей, у суда не имелось правовых оснований для принятия решения об обязании органа местного самоуправления предоставить заявителям в собственность земельный участок площадью 7489,9 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 00 31:0017.
Восстановлением нарушенного права предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И., вызванного бездействием Администрации, по данному спору должно являться решение суда об обязании последней рассмотреть заявление обратившихся лиц в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Выводы суда кассационной инстанции в этой части не входят в противоречие с положениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Пленум ВАС РФ указанным постановлением разъяснил порядок разрешения судами споров, связанных с переоформлением ранее возникших в установленном порядке прав на земельный участок, на право их аренды или право собственности.
При этом, при отсутствии оснований для отказа в передаче земельных участков в аренду или в собственность, связанных с ограничением в обороте, запретом приватизации, либо по причине резервирования для государственных или муниципальных нужд таких земельных участков, действия (бездействие) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления судом должны признаваться незаконными с обязанием последних подготовить проект договора купли-продажи и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Обстоятельства спора по настоящему делу имеют иное содержание.
Как следует из материалов дела, на момент обращения в Администрацию заявителей о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок ни на каком праве последним не принадлежал, кадастровый учет земельного участка, который должен предоставляться для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего предпринимателям Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. на праве общей долевой собственности, осуществлен не был.
Таким образом, заявители, как при обращении в Администрацию города Брянска, так и в ходе судебного разбирательства не доказали свое право на получение в собственность земельного участка в испрашиваемых размерах (7489,8 кв.м.), а поэтому правовых оснований для принятия судом решения об обязании органа местного самоуправления предоставить им в собственность спорный земельный участок не имелось.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для органов местного самоуправления является обязательным.
Как следует из материалов дела, заявление предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И. от 22.10.2008 о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости, Администрацией города Рязани рассмотрено не было.
Указанное бездействие Администрации нарушает законные интересы заявителей, связанные с осуществлением их прав на получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для устранения допущенных нарушений прав заявителей, вызванных указанным бездействием, необходимо возложить на орган местного самоуправления обязанность рассмотреть поступившее заявление и принять по нему решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Изложенные обстоятельства спора подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, однако судами первой и апелляционной инстанций оценка им не дана.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты в части обязания Администрации города Рязани предоставить индивидуальным предпринимателям Любаеву А.В. и Юрьеву Б.И. в собственность спорный земельный участок и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А54-5172/2008-С5 в части обязания Администрации города Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей Юрьева Бориса Ивановича и Любаева Андрея Викторовича путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:002 0031:0017 и направления его последним в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу - отменить.
Требование индивидуальных предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И об обязании Администрации города Рязани подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 7489,8 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 0031:0017, расположенного по адресу: город Рязань, улица Станкозаводская, (Московский округ), оставить без удовлетворения.
Обязать Администрацию города Рязани рассмотреть заявление индивидуальных предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И от 22.10.2008 о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 7489,8 кв.м. с кадастровым номером 62:29:002 0031:0017 и в установленный законом срок принять по нему решение о предоставлении либо отказе в предоставлении заявителям указанного земельного участка.
В остальной части решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А54-5172/2008-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ, вышеназванные положения применяются со дня вступления в силу настоящего закона.
...
Восстановлением нарушенного права предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И., вызванного бездействием Администрации, по данному спору должно являться решение суда об обязании последней рассмотреть заявление обратившихся лиц в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Выводы суда кассационной инстанции в этой части не входят в противоречие с положениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
...
Как следует из материалов дела, заявление предпринимателей Любаева А.В. и Юрьева Б.И. от 22.10.2008 о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости, Администрацией города Рязани рассмотрено не было.
Указанное бездействие Администрации нарушает законные интересы заявителей, связанные с осуществлением их прав на получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2009 г. N Ф10-5039/09 по делу N А54-5172/2008-С5