Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя
от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области
3-его лица: Селезнева Ю.В.
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сегмент" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А36-1352/2009,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сегмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по государственной регистрации 22.12.2007 за Селезневым Ю.В. асфальтоукладчика ДС-195, 1995 года выпуска, заводской номер машины (рамы): 794, N двигателя: 3012012, цвет: черно-оранжевый, и с требованием признать незаконными действия по отказу Обществу в выдаче дубликата паспорта на указанный асфальтоукладчик (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Селезнев Ю.В.
Решением от 09.06.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что оспариваемые действия Инспекции не соответствуют требованиям п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1.14, 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995, и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сегмент".
Постановлением апелляционного суда от 21.08.2009 решение первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.01.2009 ООО "Сегмент" обратилось в Инспекцию с заявлением о выдаче дубликатов регистрационных документов и снятии с учета асфальтоукладчика ДС-195, 1995 года выпуска, заводской номер машины (рамы): 794, N двигателя: 3012012, цвет: черно-оранжевый.
4 февраля 2009 года Инспекцией отказано в выдаче дубликатов регистрационных документов и снятии с учета на основании пункта 2.8.6. Правил регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, и пункта 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники от 06.06.1995 N 898, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995.
Полагая, что указанные действия нарушают требования законодательства, его права и законные интересы, ООО "Сегмент" обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Липецкой области, принимая решение о признании незаконными оспариваемых действий, исходил из доказанности заявленных требований.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291, и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют на территории Российской Федерации регистрацию тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 (с изменениями от 12.08.2004) регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с п. 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при предоставлении регистрационных документов, подтверждающих право собственности на машину.
В силу пункта 1.14 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785, далее - Правила) регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что Инспекции для перерегистрации спорного асфальтоукладчика вместе с заявлением от 22.12.2007 был представлен договор купли-продажи 20.12.2007, заключенный между Рогатневым А.М. и Селезневым Ю.В.
Информацией о том, что решением Липецкого районного суда 21.10.2008 (вступившим в законную силу 24.12.2008) за ООО "Сегмент" будет признано право собственности на указанный асфальтоукладчик ДС-195, Инспекция на момент проведения регистрации не располагала.
При этом Селезневым Ю.В. для регистрации техники были представлены все предусмотренные законом документы.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия Инспекции по государственной регистрации 22.12.2007 за Селезневым Ю.В. асфальтоукладчика ДС-195 проведены в четком соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушили на момент их проведения прав и законных интересов ООО "Сегмент" на осуществление предпринимательской деятельности.
Кроме того, исходя из смысла п. 2.20 Правил, выдача дубликатов регистрационных документов, паспортов машин производится в случае их утраты или непригодности для использования.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая указанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания, указанные в п. 2.20 Правил и являющиеся необходимыми условиями для выдачи дубликата паспорта асфальтоукладчика ДС-195, отсутствуют, поскольку из представленных материалов дела следует, что паспорт на асфальтоукладчик ДС-195 не утрачен, является пригодным для использования и находится у Селезнева Ю.В.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А36-1352/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информацией о том, что решением Липецкого районного суда 21.10.2008 (вступившим в законную силу 24.12.2008) за ООО "Сегмент" будет признано право собственности на указанный асфальтоукладчик ДС-195, Инспекция на момент проведения регистрации не располагала.
При этом Селезневым Ю.В. для регистрации техники были представлены все предусмотренные законом документы.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия Инспекции по государственной регистрации 22.12.2007 за Селезневым Ю.В. асфальтоукладчика ДС-195 проведены в четком соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушили на момент их проведения прав и законных интересов ООО "Сегмент" на осуществление предпринимательской деятельности.
Кроме того, исходя из смысла п. 2.20 Правил, выдача дубликатов регистрационных документов, паспортов машин производится в случае их утраты или непригодности для использования.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая указанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания, указанные в п. 2.20 Правил и являющиеся необходимыми условиями для выдачи дубликата паспорта асфальтоукладчика ДС-195, отсутствуют, поскольку из представленных материалов дела следует, что паспорт на асфальтоукладчик ДС-195 не утрачен, является пригодным для использования и находится у Селезнева Ю.В."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2009 г. N Ф10-5149/09 по делу N А36-1352/2009