Резолютивная часть постановления оглашена 28.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Канищевой Л.А. |
судей |
Козеевой Е.М. |
|
Лупояд Е.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца: ГУ Орловского регионального отделения ФСС РФ |
Чирикова О.Н. - представитель (дов. от 02.12.10); |
от ответчика: МУЗ "Знаменская центральная районная больница" |
не явился (извещено надлежаще); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Орел, на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 по делу N А48-925/2011,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009 ИНН 5753007607) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением о взыскании 49 085 руб. 80 коп. убытков, причиненных необоснованной выдачей больничных листков муниципальным учреждением здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (ОГРН 1025700595458 ИНН 5710001181).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 (судья Волкова Е.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 (судьи Владимирова Г.В., Алферова Е.Е., Маховая Е.В.) решение суда от 15.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда от 15.06.2011 и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2011; принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм процессуального и материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено без его участия, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 оставить без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
В период с 13 по 14 октября 2010 года Орловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ проведена проверка организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности в МУЗ "Знаменская районная больница".
По результатам проверки истцом была составлена справка N 11 от 13.10-14.10.2010 в которой были отражены нарушения лечебным учреждением требований, предусмотренных п.п. 5, 7, 48, 53, 76, 60, 61 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Ссылаясь на то, что на основании необоснованно выданных листков нетрудоспособности страхователи (работодатели) неправомерно произвели оплату в сумме 49 085 руб. 80 коп. своим сотрудникам, что повлекло причинение фонду убытков в названной сумме, ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 15, 1064 ГК РФ, и обязании его возместить истцу сумму заявленных убытков.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", указанного истцом в качестве правового обоснования заявленного иска, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
В п. 2 ст. 11 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль, в том числе, за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами.
Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Таким образом, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно п. 18 данного Положения, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Помимо этого методическими указаниями "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам", утвержденными постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81, предусмотрена возможность отделений Фонда социального страхования Российской Федерации проводить документальные выездные проверки страхователей (раздел 1 Методических указаний).
По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования РФ принимает, в том числе решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования (пункт 26 Методических указаний).
Решения, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность; при несогласии страхователя с решением спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 34, 35 Методических указаний).
Из приведенных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования и ссылки ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на его действия обоснованно не были приняты судами в качестве причины возникновения расходов, произведенных истцом, поскольку последний был вправе не возмещать страхователю сумму выплаты застрахованному лицу, а предложить страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования.
При этом, довод истца о том, что право страховщика предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности обусловлено положениями п. 6 ч. 1 ст. 4.2 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", правомерно признан судебными инстанциями необоснованным, поскольку изменения в указанный закон, предусматривающие такое право страховщика, были внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2010.
Таким образом, именно с указанной даты и применительно к правоотношениям сторон, возникшим после 01.01.2010, Фонд вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В настоящем случае, исходя из представленных в материалы дела документов, содержания искового заявления ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, следует, что спорные правоотношения сторон возникли за период 2008-2009 года, то есть до вступления в силу вышеуказанных изменений.
Кроме того, учитывая, предмет и основание заявленного иска, судами первой и апелляционной инстанций правильно указано, что наличие права фонда на обращение в суд с соответствующим иском не освобождает его от обязанности доказывания, в порядке ст.ст. 15, 1064 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ, необходимых условий для применения мер гражданско-правовой ответственности по отношению к ответчику.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии ряда условий, в том числе: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействие); наличие убытков; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
В качестве доказательства, свидетельствующего, по мнению истца, о неправомерности действий ответчика и его вины в причинении фонду убытков, последним была представлена справка по результатам проверки N 1 от 13.10-14.10.2010, в которой установлены нарушения лечебным учреждением обязательных правил оформления листков нетрудоспособности.
В тоже время, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, формальное нарушение порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности лечебным учреждением само по себе не свидетельствует о необоснованности выдачи листков нетрудоспособности, а тем самым отсутствии у страхователя обязанности по оплате данных документов, и как следствие, причинении убытков Фонду социального страхования.
В частности, из представленной справки не усматривается и истцом не представлено дополнительных доказательств, свидетельствующих об отсутствии фактов страховых случаев, являющихся основанием для выдачи спорных листков нетрудоспособности, наличии существенных и неустранимых нарушений при их оформлении.
Непосредственно медицинские показания, указанные как основание выдачи спорных листков нетрудоспособности, истцом не оспаривались.
Таким образом, поскольку обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое производит его оплату, и истец, обращаясь с иском о взыскании убытков, не доказал наличие совокупности условий, при которых допускается возмещение вреда, в том числе наличие причинно-следственной связи между заявленными фондом убытками в виде принятых к зачету сумм пособий и действиями медицинского учреждения по выдаче листов нетрудоспособности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований ГУ Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к необходимости переоценки предъявленных в материалы дела доказательств, установления иных обстоятельств, что в силу ст. 286 АПК РФ выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 по делу N А48-925/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Канищева |
Судьи |
Е.М. Козеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лечебное учреждение в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования и ссылки ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на его действия обоснованно не были приняты судами в качестве причины возникновения расходов, произведенных истцом, поскольку последний был вправе не возмещать страхователю сумму выплаты застрахованному лицу, а предложить страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования.
При этом, довод истца о том, что право страховщика предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности обусловлено положениями п. 6 ч. 1 ст. 4.2 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", правомерно признан судебными инстанциями необоснованным, поскольку изменения в указанный закон, предусматривающие такое право страховщика, были внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2010.
...
В настоящем случае, исходя из представленных в материалы дела документов, содержания искового заявления ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, следует, что спорные правоотношения сторон возникли за период 2008-2009 года, то есть до вступления в силу вышеуказанных изменений.
Кроме того, учитывая, предмет и основание заявленного иска, судами первой и апелляционной инстанций правильно указано, что наличие права фонда на обращение в суд с соответствующим иском не освобождает его от обязанности доказывания, в порядке ст.ст. 15, 1064 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ, необходимых условий для применения мер гражданско-правовой ответственности по отношению к ответчику.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
...
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 декабря 2011 г. N Ф10-4361/11 по делу N А48-925/2011