г. Воронеж
12 августа 2011 г. |
Дело N А48-925/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Владимировой Г.В.,
судей
Алферовой Е.Е.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрыгиной М.А.,
при участии:
от Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Чирикова О.Н., представитель по доверенности N 06-12/06/6846 от 02.12.2010;
от Муниципального учреждения здравоохранения "Знаменская центральная районная больница": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 по делу N А48-925/2011 (судья Волкова Е.Н.) по иску Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5753007607, ОГРН 1025700828009) к Муниципальному учреждению здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (ИНН 5710001181, ОГРН 1025700595458) о взыскании 49 085 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Орловское отделение Фонда социального страхования РФ, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением о взыскании 49 085 руб. 80 коп. убытков, причиненных необоснованной выдачей больничных листков муниципальным учреждением здравоохранения "Знаменская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Знаменская ЦРБ", ответчик).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Орловское отделение Фонда социального страхования РФ подало на него в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просило указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель МУЗ "Знаменская ЦРБ" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
В представленном письменном отзыве с доводами жалобы не согласился, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и указывает, что не является должником перед фондом, а его действия не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств, связанных с оплатой обязательного социального страхования.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ответчика, на основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что в период с 13 по 14 октября 2010 года Орловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ была проведена проверка организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности в МУЗ "Знаменская районная больница", о чем составлена справка N 11 (т. 1 л.д. 14-24).
По результатам проверки установлено нарушение требований, предусмотренных п.п. 5, 7, 48, 53, 76, 60, 61 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности), допущенное лечебным учреждением при выдаче листков нетрудоспособности.
Полагая, что страхователи неправомерно произвели оплату в сумме 49 085 руб. 80 коп. своим сотрудникам за счет средств фонда на основании листков нетрудоспособности, выданных лечебным учреждением, страховщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к лечебному учреждению о возмещении убытков в связи с оплатой больничных листков, оформленных и выданных с нарушением установленного порядка
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности заявленных исковых требований и отсутствии в связи с этим оснований для их удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514).
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Таким образом, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Методическими указаниями "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам" (далее по тексту - Методические указания), утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.04.2008 N 81 установлен порядок проведения Фондом социального страхования Российской Федерации проверок за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование и порядок оформления результатов данных проверок.
Пунктом 1 Методических указаний предусмотрено, что контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Из приведенных норм права следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Согласно подп. 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе, предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ (введенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010) страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с 01.01.2010 Фонд вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что в качестве убытков фонд просит взыскать с лечебного учреждения сумму, выплаченную страхователями-работодателями из средств социального страхования на основании листков временной нетрудоспособности, выданных лечебным учреждением застрахованным лицам.
Возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
Заявленная отделением Фонда социального страхования РФ ко взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных МУЗ "Знаменская ЦРБ" с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (акт N 11 от 13.10. - 14.10.2010, т.1 л.д. 14-24).
При этом судом первой инстанции правомерно указано, что правоотношения по зачету сумм выплаченных пособий с нарушением установленных правил, возникают между страхователем и страховщиком, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что выплату спорных пособий по листкам временной нетрудоспособности производили бухгалтерии работодателей (л.д. 25-57).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку истец принял к оплате листки нетрудоспособности, которые выданы с нарушением установленного порядка, то в силу пункта 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет сам истец.
Учитывая, что предъявленная к взысканию сумма - это выплаченные страхователями своим работникам и принятое к зачету страховщиком страховое возмещение по временной нетрудоспособности, а МУЗ "Знаменская центральная районная больница" в рассматриваемом случае субъектом обязательного социального страхования не является, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия работников ответчика по выдаче листков нетрудоспособности не могут быть поставлены в причинную связь с заявленными отделением Фонда социального страхования РФ убытками.
Судом с учетом ст. 65, ст. 71 АПК РФ правомерно установлено, что страховые выплаты, которые произвел фонд, осуществлены в рамках деятельности страховщика; прямая причинно-следственная связь и противоправность в действиях самого лечебного учреждения отсутствует, оснований для привлечения его к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков не имеется.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований фонда являются правильными.
Ссылка фонда на нарушение лечебным учреждением обязательных правил при оформлении спорных листков нетрудоспособности обоснованно не принята во внимание при определении степени ответственности медицинского учреждения, поскольку из справки N 1 от 13.10-14.10.2010 не следует отсутствие фактов страховых случаев как таковых, являющихся основанием для выдачи листка нетрудоспособности, наличия существенных и неустранимых нарушений при их оформлении. Медицинские показания выдачи спорных листков нетрудоспособности истцом не оспаривались.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что внесенные Федеральным Законом N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ изменения в части предоставления права фонду обязательного медицинского страхования предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным и неправильно оформленным листкам нетрудоспособности вступили в силу с 01.01.2010 и применяются к страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Федерального закона N 213-ФЗ.
Как следует из материалов дела, страховые случаи, по которым фондом произведены выплаты пособия по социальному обеспечению, имели место до вступления в силу указанного закона.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, заявителем не приведено.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для её удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.06.2011 по делу N А48-925/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Г.В.Владимирова |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-925/2011
Истец: Государственное учреждение-Орловское Региональное отделение Фонда Социального страхования РФ, ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МУЗ "Знаменская центральная районная больница", МУЗ "Знаменская ЦРБ"