Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
Судей |
Козелкина И.И. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явился, извещен надлежаще; |
от ответчика:
от третьих лиц: |
Графская И.В. - представитель (доверенность N 2469/1-10/13 от 24.12.2010 г.);
не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "Тамбовинвестсервис" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 г. суд
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы", г. Тамбов (далее по тексту ОАО "ТКС"), (ОГРН 1036888185916) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис", г. Тамбов (далее по тексту ООО "УК Тамбовинвестсервис"), (ОГРН 1086829005801) о взыскании 1 953 816,14 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.04.2011 г., к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены товарищество собственников жилья "Гальваник", г. Тамбов (далее по тексту ТСЖ "Гальваник") и муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр" г. Тамбов, (далее по тексту МУП "ЕРЦ").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2011 г. исковые требования удовлетворены частично. С ООО "УК Тамбовинвестсервис" взыскано 13 880 руб. основного долга и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 153 879 руб., во взыскании 1 771 779,93 руб. задолженности за ноябрь 2010 года отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 г., решение суда первой инстанции от 30.06.2011 г. в части отказа во взыскании 1 771 779 руб. 93 коп. отменено. С ООО "УК Тамбовинвестсервис" в пользу ОАО "ТСК" взыскано 1 771 779 руб. 93 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом в части отказа во взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за ноябрь 2010 года в сумме 1 771 779,93 рублей, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ООО "Управляющая компания "Тамбовинвестсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 г. отменить, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2011 г. оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы считает неправомерным включение в счет за декабрь 2010 года задолженности по оплате услуг ноября 2010 года.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В порядке ст. 284 АПК РФ арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В остальной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем в силу положений ст. 286 АПК РФ их законность и обоснованность в этой части кассационной инстанцией не проверяются.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО " Тамбовские коммунальные системы" и ООО "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" заключен договор на поставку питьевой воды и оказание услуг по водоотведению N 01ПВ/УК-07/08 от 01.07.2008 года.
В соответствии с п. 1.1 договора истец поставляет питьевую воду ответчику и отводит сточные воды, а ответчик приобретает воду, производит оплату воды и водоотведения в срок до 15 числа месяца следующего за расчетным.
Согласно п. 3.1. договора учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. При отсутствии приборов учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по договорным величинам, рассчитанным по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан.
Во исполнении условий договора, истец поставил ответчику воду и осуществил водоотведение в ноябре и декабре, для оплаты которых были выставлены счета N ВВ030041 от 30.11.2010 г. и N ВВ024375 от 31.12.2010 г.
Неоплата оказанных в ноябре 2010 года услуг в полном объеме, послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая во взыскании 1 771 779,93 рубля, пришел к выводу о том, что истец, выставляя первоначально счет за оказанные услуги в ноябре 2010 года исходя из показаний индивидуальных приборов учета конечных потребителей, фактически согласился на определение объема потребленной энергии с учетом индивидуальных приборов учета.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции от 30.06.2011 г. в части взыскания стоимости услуг за ноябрь 2010 года в сумме 1 771 779,93 рубля исходил из того, что расчет истца сделан в соответствии с п. 3.1 договора и требованиями действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, считает указанный вывод суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что в настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора на отпуск воды и сброс сточных вод N 01ПВ/УК-07/08 от 01.07.2008 года.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 2 ст. 548 ГК РФ установлено, что отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как следует из материалов дела, истцом для оплаты оказанных в ноябре 2010 г. услуг выставлен ответчику счет, счет-фактура N ВВ030041 от 30.11.2010 г. и акт N ВВ022073 от 30.11.2010 г. на сумму 11 631 206,21 руб.
31.12.2010 г. истцом в адрес ответчика был направлен счет N ВВ024375 от 31.12.2010 г. на 16 841 926,32 руб. за услуги, оказанные в декабре 2010 г., с учетом расчета задолженности за период октябрь-ноябрь 2010 года. Размер доначисленной задолженности за ноябрь 2010 года составил 1 771 779,93 рубля.
Как следует из материалов дела, факт оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в спорный период сторонами не оспаривается, спор возник относительно объема услуг, предъявленным истцом к оплате по договору N 01ПВ/УК-07/08 от 01.07.2008 года.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Как следует из материалов дела, предъявленные истцом счет, счет-фактура N ВВ030041 от 30.11.2010 года и акт N ВВ022073 от 30.11.2010 года на сумму 11631206,21 руб. были выставлены, исходя из объема услуг, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета.
В следующем расчетном периоде, ОАО "ТСК" в адрес ответчика был направлен счет за услуги от 31.12.2010 года N ВВ024375 на 16 841 926,32 руб., в который была включена спорная задолженность по оплате услуг ноября 2010 года.
Поскольку спорные услуги приобретались управляющей компанией в целях оказания коммунальных услуг населению, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями ст. 157 ЖК РФ, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, пришел к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета количество оказанных ответчиком услуг подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг населением.
Таким образом, вывод апелляционного суда относительно подлежащего применению порядка определения объема оказанных услуг, исходя из количества жителей и утвержденных органом местного самоуправления нормативов водопотребления, является обоснованным и соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 г. по делу N А64-73/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
...
Поскольку спорные услуги приобретались управляющей компанией в целях оказания коммунальных услуг населению, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями ст. 157 ЖК РФ, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, пришел к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета количество оказанных ответчиком услуг подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг населением.
Таким образом, вывод апелляционного суда относительно подлежащего применению порядка определения объема оказанных услуг, исходя из количества жителей и утвержденных органом местного самоуправления нормативов водопотребления, является обоснованным и соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2011 г. N Ф10-4680/11 по делу N А64-73/2011