Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 08.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Русский дом" (ОГРН 1024600940407, г. Курск, ул. Гайдара, д. 26, 305001) |
- Петросовой М.И. - представит. (дов. 01.03.2011); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123, г. Курск, ул. Марата, 9, 305000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Русский дом" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.05.2011 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-997/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Русский дом" (далее - ЗАО "Русский дом", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 01.11.2010 N 3728 по результатам рассмотрения ходатайства.
Решением суда от 05.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2011 решение суда от 05.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 31.08.2010 ЗАО "Русский дом" обратилось в Управление с ходатайством о согласовании приобретения 59% голосующих акций ЗАО "Курскхлеб".
Решением от 22.09.2010 N 3342 УФАС продлило срок рассмотрения ходатайства с целью получения дополнительной информации о состоянии конкурентной среды.
По результатам рассмотрения ходатайства Управлением на основании п. 5 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) было принято решение от 01.11.2010 N 3728, которым Обществу отказано в его удовлетворении, поскольку заявленная сделка может привести к ограничению конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
Посчитав такое решение антимонопольного органа незаконным, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган должен быть уведомлен лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество (за исключением акций (долей) и (или) активов финансовых организаций), об осуществлении сделок, иных действий, указанных в статье 28 настоящего Федерального закона, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц), указанных в статье 28 настоящего Федерального закона, за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает двести миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из таких лиц включено в реестр, - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
Во исполнение ч. 1 ст. 28 Закона N 135-ФЗ Общество направило в УФАС ходатайство и документированную информацию (от 31.08.2010 вх. N 3474) о согласовании приобретения 59% голосующих акций ОАО "Курскхлеб", что в совокупности с имеющимися акциями составит 100 процентов акций указанного хозсубъекта.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 33 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.
Под конкуренцией согласно п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В качестве признаков ограничения конкуренции упомянутый Федеральный закон в п. 17 этой же статьи называет: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенного анализа рынка хлеба и хлебобулочных изделий Курской области за 2009 год и 1 полугодие 2010 года Управлением было установлено следующее.
ОАО "Курскхлеб" является одним из основных производителей хлеба и хлебобулочных изделий на территории Курской области, приказом УФАС от 29.11.2006 N 146 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, по позиции "оптовая и розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями" в границах г. Курск, Курский р-н, г. Суджа, Суджанский р-н Курской области.
После совершения заявленной сделки ЗАО "Русский дом" в совокупности к имеющимися акциями будет распоряжаться 100 процентами голосующих акций ОАО "Курскхлеб", в результате чего получит прямой контроль над ОАО "Курскхлеб", что позволит заявителю избирать Совет директоров ОАО "Курскхлеб" в полном составе, а также единолично принимать все решения, входящие в компетенцию общего собрания акционеров ОАО "Курскхлеб".
Таким образом, ЗАО "Русский дом", приобретая 100 процентов голосующих акций ОАО "Курскхлеб", получает контроль над хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, который имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия функционирования данного рынка, что создает возможность для ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.
Кроме того, Общество в соответствии со ст. 9 Закона N 135-ФЗ входит в группу лиц со следующими хозяйствующими субъектами: ООО "УК "Русский дом", ООО "УК "Русский дом-Агро", ОАО "Русский дом", ООО "УК "Русский дом-Зернопродукт", ООО "Русский дом-Восход", ЗАО "ХК "Русский дом", ОАО "Курскзерно", ОАО "Щигровский КХП", ОАО "Щигровская земля плюс", ОАО "Щигровская земля", ОАО "Рыльскхлебопродукт", ОАО "Кшенское ХПП", ОАО "Щигровская машинно-технологическая станция", ОАО "Советская машинно-технологическая станция", ЗАО "Михайловское", ОАО "АП "Михайловское", ООО "Благодатное", ООО "Никольское", ООО "Каменогорское", ОАО "Сельские зори", ОАО "Сельские зори-Земля", ОАО "Никольское-Земля", ОАО "Новая жизнь".
Компании, входящие в группу ЗАО "Русский дом" (исходя из основных видов деятельности), представляют собой вертикально-интегрированную структуру, контролирующую производственно-сбытовую цепочку "выращивание зерновых культур - хранение зерновых культур - переработка (производство муки) - производство хлеба и хлебобулочных изделий - оптовая и розничная реализация хлеба и хлебобулочных изделий".
Из них в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, включены: ОАО "Щигровский КХП" (по позиции "услуги по хранению зерна"), ОАО "Рыльскхлебопродукт" (по позиции "мука ржаная 929320", по позиции "услуги по хранению зерна"), ОАО "Кшенское ХПП" (по позиции "услуги по хранению зерна").
На момент представления указанного ходатайства, заявитель - ЗАО "Русский дом" являлся акционером (49,27% акций) прямого конкурента ОАО "Курскхлеб" - ЗАО "Курскхлеб" (г. Курск, ул. 50 лет Октября, 169, основной вид деятельности - производство и реализации хлеба и хлебобулочных изделий), что позволяет ему участвовать в принятии обязательных для общества решений общего собрания акционеров, определяющих условия ведения предпринимательской деятельности.
Таким образом, в случае совершения сделки ОАО "Курскхлеб" войдет в вертикально-интегрированную структуру с ЗАО "Русский дом" и другими юридическими лицами, которые осуществляют деятельность на взаимосвязанных товарных рынках, в результате чего положение указанной группы лиц усилится, что может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий Курской области.
Получение ЗАО "Русский дом" прямого контроля над ОАО "Курскхлеб" приводит к усилению экономической концентрации на соответствующем рынке.
Также, указанная сделка может привести к усилению конечного звена вертикально-интегрированной группы лиц ЗАО "Русский дом", к отказу ОАО "Курскхлеб" от самостоятельных действий на товарном рынке, что создает возможность согласованной экономической политики конкурентов, а, следовательно, может привести к ограничению конкуренции и усилению экономической концентрации на рынке производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий Курской области.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда о том, что рассматриваемая сделка содержит признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п. 17 ст. 4 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 33 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства может принять решение о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Указанный в части 1 настоящей статьи срок (тридцать дней) может быть продлен решением, предусмотренным пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не более чем на два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия. Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.
Запрета на рассмотрение ходатайства и принятие решения при наличии необходимых документов, сведений, информации ранее предельного срока, установленного законом, Закон N 135-ФЗ не содержит.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение антимонопольного органа от 01.11.2010 было принято в период максимально возможного продления срока рассмотрения ходатайства (с 22.09.2010 до 30.11.2010).
Ни Общество, ни и иные заинтересованные лица, имея возможность представить в административный орган любую информацию и документы относительно сделки по своему усмотрению, в том числе доказательства наличия положительного эффекта, который бы превысил негативные последствия ограничения конкуренции в случае совершения рассматриваемой сделки, указанным правом не воспользовались.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения УФАС от 01.11.2010 N 3728 об отказе в удовлетворении ходатайства ЗАО "Русский дом" о приобретении 59% голосующих акций ОАО "Курскхлеб".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.05.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по делу N А35-997/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 2, 3 ст. 33 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства может принять решение о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Указанный в части 1 настоящей статьи срок (тридцать дней) может быть продлен решением, предусмотренным пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не более чем на два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия. Заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.
Запрета на рассмотрение ходатайства и принятие решения при наличии необходимых документов, сведений, информации ранее предельного срока, установленного законом, Закон N 135-ФЗ не содержит."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 декабря 2011 г. N Ф10-4355/11 по делу N А35-997/2011