г. Брянск |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А09-9224/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Маргеловой Л.М.
Судей Радюгиной Е.А., Панченко С.Ю.
от ООО "Бежицакоммунлифт" (ОГРН 1083254018297, Брянская обл., ул. Молодой Гвардии, д. 18, г. Брянск, 241013)
Тимошиной О.И. - представителя (доверен. от 08.12.2011 г. N 2594, пост.),
Медведевой Ю.В. - представителя (доверен. от 08.12.2011 г. N 2595, пост.)
от Межрайонной ИФНС N 6 по Брянской области (ОГРН 1043268500000, Брянская обл., ул. Калужская, д. 6, г. Брянск, 241013)
Краснощековой И.В. - представителя (доверен. от 07.12.2011 г. N 21),
Осипенко С.И. - представителя (доверен. от 12.07.2011 г. N 5, пост.)
от Управления ФНС России по Брянской области (Брянская обл., ул. Крахмалева, д. 53, г. Брянск, 241037)
Худякова Р.В. - представителя (доверен. от 11.11.2011 г. N 03-27/4Д, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Тиминская О.А., Стаханова В.Н.) по делу N А09-9224/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бежицакоммунлифт" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.09.2010 г. N 15868 и требования от 03.12.2010 г. N 2505.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 г. решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2011 г. отменено. Заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области от 14.09.2010 г. N 15868 и требование от 03.12.2010 г. N 2505 признаны недействительными.
07.12.2011 г. в суд кассационной инстанции поступило ходатайство представителя истца об изменении наименования стороны по делу, заявленное в порядке ст. 124 АПК РФ, без представления соответствующей доверенности, с приложением копий документов об изменении наименования истца - ООО "Бежицакоммунлифт" на ООО "МКС-Брянск", которые не заверены уполномоченным лицом в установленном порядке. Рассмотрев данное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 27.02.2009 г. ООО "Бежицакоммунлифт" осуществляет управление жилым домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. Орлова, д. 22 с 01.03.2009 г., до этого периода управляющей компанией являлось МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района города Брянска.
26.03.2009 г. между заявителем и ОАО "Брянские Коммунальные Системы" заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-02022620.
20.07.2009 г. Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, сумма налога к уплате составила 9 643 305 руб. После первой корректировки в уточненной налоговой декларации сумма налога к уплате составила 11 424 070 руб., после второй - 7 886 089 руб.
Необходимость корректировки второй уточненной налоговой декларации Обществом обоснована тем, что на основании соглашения от 18.03.2010 г. о распределении платежей населения за тепловую энергию, заключенного между ООО "Бежицакоммунлифт", МУП "Жилкомсервис" Бежицкого района г. Брянска, ООО "РИРЦ", Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации произведен перерасчет суммы выручки от реализации тепловой энергии населению за отопление.
По результатам камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 года, представленной 12.04.2010 г., налоговым органом составлен акт от 26.07.2010 г. N 17598 и принято решение от 14.09.2010 г. N 15868 о доначислении ООО "Бежицакоммунлифт" НДС в сумме 3 537 981 руб., пени по НДС в сумме 148 090 руб. и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 176 898 руб., примененного с учетом положений п. 3 ст. 114 НК РФ.
Основанием для произведенных начислений по НДС послужили выводы налогового органа о том, что уменьшение Обществом налогооблагаемой базы по НДС за 2 квартал 2009 г. противоречит положениям ст. 154, ст. 167 НК РФ, поскольку вызвано не фактическим предоставлением услуг в меньшем объеме, а применением соглашения от 18.03.2010 г. о распределении платежей населения за тепловую энергию, принятие которого вызвано сменой с 01.03.2009 г. управляющей организации, ответственной за управление жилым домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. Орлова, д. 22.
На основании вынесенного решения налогоплательщику направлено требование от 03.12.2010 г. N 2505 об уплате спорных сумм налога, пени и штрафа.
Решением Управления ФНС РФ по Брянской области от 25.11.2010 г. решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области от 14.09.2010 г. N 15868 оставлено без изменения.
Считая оспариваемое решение и требование незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции признал позицию налогового органа правомерной, указав, что соглашение от 18.03.2010 г. носит исключительно гражданско-правовой характер и не может являться основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по НДС.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку ООО "Бежицакоммунлифт" отгрузку в январе-феврале 2009 года не производило (до 01.03.2009 г. функции управляющей компании осуществляло МУП "Жилкомсервис"), то по условиям соглашения от 18.03.2010 г. произведено перераспределение оплаты в счет оказания услуг как МУП "Жилкомсервис", так и ООО "Бежицакоммунлифт" по фактическим обязательствам, с учетом которого налогоплательщиком обоснованно произведена корректировка налогооблагаемой базы по НДС.
Одновременно суд сделал вывод о том, что восстановление соглашением от 18.03.2010 обязательств по поставке услуг по теплоснабжению населения, начиная от ОАО "Брянские Коммунальные Системы" через МУП "Жилкомсервис", а впоследствии и ООО "Бежицакоммунлифт", не повлияло на размер налоговых обязательств перед бюджетом, основываясь на пояснениях заявителя к аналитической справке по начислению и оплате НДС по итогам 2009 г., при чем без всесторонней оценки этих пояснений с учетом доводов налогового органа, указывающего на ошибки в представленном расчете.
Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, поскольку судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Налог - это персонифицированный платеж, взимаемый в строго установленный срок в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ с конкретного налогоплательщика. Спор по настоящему делу связан с правильностью определения налогооблагаемой базы по НДС за 2 квартал 2009 г.
В соответствии со ст. 163 главы 21 части второй НК РФ для налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг имеют специфику, регламентированную положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Подпунктом "а" пункта 19 Правил N 307 предусмотрено, что количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 306 определено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В силу пункта 8 Правил N 307 договоры ресурсоснабжения не должны противоречить императивным гражданско-правовым нормам пунктов 16-34 Правил и должны быть паритетными условиями предоставления коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в том числе по порядку расчетов, платы, внесения платы, изменения размера платы за коммунальные услуги, в том числе за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение.
Из определения норматива потребления, приведенного в п. 2 Правил N 306, следует, что норматив отражает среднемесячное потребление коммунального ресурса. В соответствии с формулами приложения к Правилам предусмотрено равномерное по 12 месяцам года распределение потребляемого количества теплоэнергии. Иные периоды распределения объема потребления услуг Правилами не предусмотрены.
Следовательно, как собственники, так и наниматели помещений многоквартирного дома должны оплачивать коммунальные услуги по отоплению в течение всего календарного года, то есть из расчета 1/12, вне зависимости от условий поставки по договорам ресурсоснабжения (в данном случае договора энергоснабжения тепловой энергией, заключенного между ОАО "Брянские Коммунальные Системы" и ООО "Бежицакоммунлифт").
Учитывая, что операции по предоставлению управляющей организацией коммунальных услуг потребителям (населению) являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, то с учетом положений пункта 1 и 14 статьи 167 НК РФ, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда товар (работы, услуги) отгружен (передан) потребителям (в данном случае населению).
При таких обстоятельствах, налоговую базу по НДС следует определять исходя из размера начисленной населению платы за отопление, которая в силу пункта 13 статьи 40 НК РФ формируется на основании тарифов, то есть сумм, ежемесячно предъявляемых к оплате потребителям в платежной квитанции (из расчета 1/12), что подтверждает правомерность позиции инспекции.
Как следует из материалов дела, на основании договора энергоснабжения от 26.03.2009 г. N 022-02022620, заключенного между ОАО "Брянские Коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Бежицакоммунлифт" (Абонент), реализация услуг населению по отоплению происходила налогоплательщиком уже с марта 2009 г., и уже с этого периода счета-фактуры (платежные квитанции) на отпущенную тепловую энергию выставлялись населению.
Как видно из материалов дела, заявитель, обращаясь в суд, не оспаривал по существу порядок исчисления инспекцией налоговой базы по НДС, а настаивал на необходимости применения положений Соглашения о распределении платежей населения за тепловую энергию от 18.03.2010 года, влекущего перераспределение доходов от оказанных населению коммунальных услуг.
Однако, Соглашение от 18.03.2010 г., на которое ссылался налогоплательщик, заключено лишь с целью урегулирования кредиторской задолженности между Обществом и МУП "Жилкомсервис". Указанные правоотношения носят гражданско-правовой характер и не могут являться основанием для уменьшения налоговых обязательств, подлежащих определению в соответствии с приведенными нормами Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что уменьшение налоговой базы по НДС за 2 квартал 2009 года в результате применения положений Соглашения от 18.03.2010 года произведено ООО "Бежицакоммунлифт" в нарушение положений налогового законодательства.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Общества о признании недействительными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Брянской области от 14.09.2010 г. N 15868 и требования от 03.12.2010 г. N 2505 является законным и обоснованным.
Поскольку правовая оценка суда апелляционной инстанции не соответствует нормам действующего законодательства, обжалуемое постановление подлежит отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, и при разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, решение суда подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 г. отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2011 г. по делу N А09-9224/2010.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.М. Маргелова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что операции по предоставлению управляющей организацией коммунальных услуг потребителям (населению) являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, то с учетом положений пункта 1 и 14 статьи 167 НК РФ, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда товар (работы, услуги) отгружен (передан) потребителям (в данном случае населению).
При таких обстоятельствах, налоговую базу по НДС следует определять исходя из размера начисленной населению платы за отопление, которая в силу пункта 13 статьи 40 НК РФ формируется на основании тарифов, то есть сумм, ежемесячно предъявляемых к оплате потребителям в платежной квитанции (из расчета 1/12), что подтверждает правомерность позиции инспекции.
...
Как видно из материалов дела, заявитель, обращаясь в суд, не оспаривал по существу порядок исчисления инспекцией налоговой базы по НДС, а настаивал на необходимости применения положений Соглашения о распределении платежей населения за тепловую энергию от 18.03.2010 года, влекущего перераспределение доходов от оказанных населению коммунальных услуг.
Однако, Соглашение от 18.03.2010 г., на которое ссылался налогоплательщик, заключено лишь с целью урегулирования кредиторской задолженности между Обществом и МУП "Жилкомсервис". Указанные правоотношения носят гражданско-правовой характер и не могут являться основанием для уменьшения налоговых обязательств, подлежащих определению в соответствии с приведенными нормами Налогового кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2011 г. N Ф10-4465/11 по делу N А09-9224/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3097/12
12.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4465/11
08.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2335/11
31.03.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9224/10