Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей |
Егорова Е.И. Шуровой Л.Ф. |
При участии в заседании: |
|
от Саркисяна А.А. 249830, Калужская область, г. Кондрово, ул. С. Разина, д. 24 ОГРНИП 309400432000021 ИНН 400489265401 |
Саркисяна А.А. - предпринимателя (паспорт), |
|
|
от ГУ - Калужское региональное отделение ФСС РФ 248000, г. Калуга, ул. Академика Королева, д. 22 |
Жохова В.О. - представителя (дов. от 19.07.2011 N 01-17/01/19540), |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Саркисяна Артема Алибековича на решение от 15.07.2011 (судья Ипатов А.Н.) Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1324/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Саркисян Артем Алибекович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Саркисян А.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 04.02.2011 N 1056 в части отказа в возмещении расходов по обязательному медицинскому страхованию в сумме 88 666,2 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 апелляционная жалоба возвращена Предпринимателю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на ее подачу.
В кассационной жалобе ИП Саркисян А.А просит отменить решение арбитражного суда, полагая, что судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Предпринимателя и представителя Фонда, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ИП Саркисян А.А. обратился в Фонд с заявлением о возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 114 485,48 руб.
По результатам проведенной должностным лицом ответчика проверки составлен акт выездной проверки от 12.01.2011 N 1056 и принято решение от 04.02.2011 N 1056 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. Оплата пособия получателю произведена в сумме 25 407,2 руб.
Частично не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Страховыми случаями (в том числе по обязательному социальному страхованию в связи с материнством) признаются, в том числе, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет (ч. 1.1 ст. 7 Закона N 165-ФЗ, ч. 2 ст. 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик вправе запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, в нашем случае, территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя (Истца) на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, 19.04.2010 Саркисян А.С. принята на работу согласно трудовому договору от 19.04.2010 на должность продавца-консультанта.
В период проведения проверки Саркисяном А.А. был представлен трудовой договор от 19.04.2010, согласно которому Саркисян А.С. принята на работу в должности бухгалтера с окладом 25 000 руб.
Также в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 30.06.2011 к трудовому договору от 19.04.2010, в соответствии с которым Саркисян А.С. принимается на работу для выполнения работы по должности бухгалтера с окладом 25 000 руб., при этом данное соглашение имеет срок действия с 19.04.2010.
Как установлено судом, в должности бухгалтера Саркисян А.С. проработала, согласно записям в трудовой книжке, 2 года 3 месяца, с августа 2007 не работала, имеет небольшой опыт работы в должности бухгалтера. Доказательства фактического исполнения Саркисян А.С. обязанностей бухгалтера заявителем не представлено. Согласно расчетам по страховым взносам за 3 квартал 2010 и 1 квартал 2011 годов, Предприниматель не уплачивал ни одному работнику заработную плату в размере 25 000 руб. В настоящее время обязанности по вакантной должности на период отпуска Саркисян А.С. никто не исполняет.
Кроме того, уплата налоговых платежей произведена ИП Саркисяном А.А. после обращения в Фонд за возмещением суммы пособия.
Следует также отметить, что Саркисян А.С. была поставлена на учет в женской консультации 30.04.2010 при сроке беременности 10 недель.
Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о злоупотреблении заявителем своим правом путем создания ситуации для возмещения из Фонда средств на выплату пособия по беременности и родам в завышенном размере.
Довод жалобы об уплате заявителем в отношении Саркисян А.С. всех выплат исходя из оклада 25 000 руб. не может быть принят во внимание, поскольку не следует из представленных в материалы дела документов.
Таким образом, у суда первой инстанции было достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.07.2011 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1324/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик вправе запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, в нашем случае, территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя (Истца) на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2011 г. N Ф10-4645/11 по делу N А23-1324/2011