Дело рассмотрено 20.12.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей |
Ключниковой Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Трейд-Д" (ОГРН 1086731001720, д. 45/1, офис 1, ул. Б.Советская, г. Смоленск, 214000), от администрации города Смоленска (д. 1/2, ул. Октябрьской революции, г. Смоленск, 214000), от 3-его лица: Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (д. 1, пл. Ленина, г. Смоленск, 214008) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 (судьи Полынкина Н.А., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-438/2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Д" (далее - ООО "Трейд-Д", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, в районе дома N 67, для строительства объекта торгово-бытового обслуживания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 решение отменено. Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное требование общества и признал незаконными оспариваемые действия администрации, обязав последнюю в месячный срок со дня принятия постановления апелляционного суда выдать обществу градостроительный план вышеназванного земельного участка.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.05.2009 между ООО "Трейд-Д" и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области заключен договор N 704/з аренды земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева, в районе дома N 67, для строительства объекта торгово-бытового обслуживания.
В сентябре 2010 года Общество обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче градостроительного плана названного земельного участка для подготовки проектной документации и последующего получения разрешения на строительство.
Письмом от 04.10.2010 N 23-404 администрация отказала обществу в выдаче градостроительного плана и предложила предоставить информацию о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также согласовать со СМУП "Горводоканал" вынос сетей водопровода из пятна застройки.
После устранения замечаний общество письмом от 01.12.2010 обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставив информацию о технических условиях подключения инженерных сетей "Смоленскоблгаз", СМУП "Горводоканал", УЖКХ.
Письмом от 29.12.2010 N 1-7920 администрация отказала ООО "Трейд-Д" в выдаче градостроительного плана, указав, что земельный участок расположен в сложившейся застройке и необходимо учитывать градостроительную ситуацию, а также согласовать строительство с жильцами многоквартирных жилых домов N 67 и N 69 по ул. Николаева с учетом интересов жителей этих домов.
Полагая, что отказ администрации в выдаче градостроительного плана является незаконным, ООО "Трейд-Д" оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что при выдаче градостроительного плана на арендуемый земельный участок могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное обществом требование, не усмотрел законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемое постановление апелляционного суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Статьей 44 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ заявление физического или юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка рассматривает орган местного самоуправления и в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Постановлением администрации города Смоленска от 29.01.2010 N 138-адм утвержден Административный регламент администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства" (далее - регламент), пунктом 2.5.2 которого определено, что для объектов капитального строительства, кроме объектов индивидуального жилищного строительства, к заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность гражданина (для юридических лиц - учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации); правоустанавливающие документы на земельный участок (постановление, приказ, договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты и т.д., в т.ч. кадастровый план земельного участка); топографическая основа земельного участка с указанием даты и наименования организации, выполнившей топографическую съемку (съемку текущих изменений) в масштабе 1:500, 1:1000; информация о назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства на земельном участке (генплан или проектные предложения); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства (инвентаризационный номер технического паспорта объекта, свидетельство о государственной регистрации); информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия).
Согласно пункту 2.3.1 регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, перечисленных в подразделе 2.5 Административного регламента; намерения застройщика противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения.
Таким образом, юридическое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, приложив необходимые документы, а орган местного самоуправления обязан в течение тридцати дней подготовить градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа, утвердить его, а затем представить заявителю.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ООО "Трейд-Д" обращалось в администрацию с заявлениями о выдаче градостроительного плана на вышеуказанный земельный участок, представив все необходимые документы.
Данный факт администрацией не оспаривается.
Доказательств нарушения прав и законных интересов жителей домов N 67 и N 69 материалы дела не содержат.
Суду также не представлено доказательств того, что границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами будут смежными с границами земельного участка общества.
Помимо этого, апелляционный суд принял во внимание экспертное заключение, выполненное ООО "Бюро строительных услуг "ПОЗИТИВ", из которого следует, что земельный участок для размещения здания торгово-бытового обслуживания по ул. Николаева (в районе жилого дома N 67) не нарушает сложившиеся ситуации по формированию земельных участков под жилыми домами и использованию придомовых территорий, имеется возможность его формирования для размещения здания торгово-бытового обслуживания населения в соответствии со СНип 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СанПин 2.2.1/2.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Методическими рекомендациями по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории города Смоленска, утвержденными постановлением администрации г. Смоленска от 16.02.2009 N 145-адм. Существующий землеотвод, предназначенный для строительства здания торгово-бытового обслуживания, не затрагивает границы землеотводов жилых домов N 67, N 69.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что при осуществлении процедуры выбора земельного участка администрацией г. Смоленска еще до заключения договора аренды земельного участка была согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а Департаментом имущественных и земельных отношений принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания. При этом администрация города Смоленска в соответствии с нормами действующего законодательства осуществила выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий. Указанный земельный участок находится в пользовании ООО "Трейд-Д" на правах аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 04.05.2009 N 704/з для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - строительства объекта торгово-бытового обслуживания, ограничений использования участка не имеется. Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании изложенного, Девятнадцатый арбитражный апелляционный пришел к выводу об отсутствии у администрации предусмотренных законом оснований для отказа Обществу в выдаче градостроительного плана на вышеназванный земельный участок, в связи с чем правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное ОАО "Трейд-Д" требование.
Кассационная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а выражают лишь несогласие с ним, дают иную оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 по делу N А62-438/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.3.1 регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, перечисленных в подразделе 2.5 Административного регламента; намерения застройщика противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения.
...
Помимо этого, апелляционный суд принял во внимание экспертное заключение, выполненное ООО "Бюро строительных услуг "ПОЗИТИВ", из которого следует, что земельный участок для размещения здания торгово-бытового обслуживания по ул. Николаева (в районе жилого дома N 67) не нарушает сложившиеся ситуации по формированию земельных участков под жилыми домами и использованию придомовых территорий, имеется возможность его формирования для размещения здания торгово-бытового обслуживания населения в соответствии со СНип 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СанПин 2.2.1/2.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Методическими рекомендациями по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории города Смоленска, утвержденными постановлением администрации г. Смоленска от 16.02.2009 N 145-адм. Существующий землеотвод, предназначенный для строительства здания торгово-бытового обслуживания, не затрагивает границы землеотводов жилых домов N 67, N 69."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2011 г. N Ф10-4558/11 по делу N А62-438/2011