Дело рассмотрено 21.12.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. Ключниковой Н.В. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "СпортИндустрия-2002" (ОГРН 1023601582003; 394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 40, кв. 36; 394049, г. Воронеж, Рабочий пр-т, д. 101) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (394006, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 12) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2011 г. (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-3691/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СпортИндустрия - 2002" (далее - ООО "СпортИндустрия - 2002", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее -ДИЗО Воронежской области, Департамент) от 11.03.2011 г. N 17-1490з, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 29 279 кв. м. с кадастровым номером 36:34:021000:67, расположенного по адресу: г. Воронеж, Рабочий проспект, 101 "В".
Заявитель также просил суд принять решение об обязании Департамента принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка, произведя расчет выкупной цены земельного участка, исходя из ставки 2,5% от его кадастровой стоимости, действовавшей в 2010 году.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2011 г. заявленные ООО "СпортИндустрия - 2002" требования удовлетворены.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ДИЗО Воронежской области просит отменить решение и постановление суда по настоящему делу ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "СпортИндустрия-2002" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), расположенные по адресу: г. Воронеж, Рабочий проспект, 101 "В":
- площадью 2 566,1 кв. м., Литер 3,31, свидетельство о государственной регистрации права от 12.10.2009 N 36-АВ 567538;
- площадью 36,4 кв. м., Литер Ш, свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2009 N 36-АВ 514821;
- площадью 3 227,8 кв. м., Литер И, свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2008 N 36-АБ 920028;
- площадью 3 888,4 кв. м., Литер Л, свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2007 N 36-АБ 671639;
- площадью 1 352,1 кв. м., Литер Ж, свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2007 N 36-АБ 671640;
- площадью 321,2 кв. м., Литер К, свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2003 N 36-АА 781345;
- площадью 531,6 кв. м., Литер Е, свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2003 N 36-АА 781346;
- площадью 586,7 кв. м., Литер Д, свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2003 N 36-АА 781347;
- площадью 1 325,1 кв. м., Литер М,М1, свидетельство о государственной регистрации права от 07.02.2003 N 36-АА 714103;
- площадью 632,3 кв. м., Литер Н, свидетельство о государственной регистрации права от 05.02.2003 N 36-АА 714011.
Земельный участок площадью 29 279 кв. м. с кадастровым номером 36:34:021000:67 был сформирован на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.03.2010 г. N 396-з в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:3460210001:48.
Согласно кадастровой выписке от 15.05.2011 г. N 34-523/11-594, спорный участок относится к землям населенных пунктов.
В связи с нахождением принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества на земельном участке площадью 29 279 кв. м., с кадастровым номером 36:34:021000:67, ООО "СпортИндустрия - 2002" 04.08.2010 г. обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Письмом от 22.09.2010 г. N 17-8729з Департамент запросил у Общества дополнительные документы со сроком представления в течении 30 дней.
ООО "СпортИндустрия - 2002" 15.11.2010 г. представило в Департамент следующие документы: выписки из ЕГРПН о зарегистрированных правах на объекты недвижимости под литерами М, М1, Н, И, Ж, Л, Е, К, Д, З, З1, Ш, расположенные на земельном участке, находящимся по адресу: г. Воронеж, Рабочий проспект, 101 "В"; копию свидетельства о государственной регистрации общества; схему расположения объектов на испрашиваемом земельном участке, выполненную ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация".
Письмом 11.03.2011 г. N 17-1490з Департамент отказал ООО "СпортИндустрия - 2002" в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 29 279 кв. м. с кадастровым номером 36:34:021000:67, указав при этом на имеющуюся задолженность общества за фактическое использование испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что указанный отказ Департамента противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, ООО "СпортИндустрия - 2002" к заявлению о приобретении прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие ему на праве собственности, приложило все необходимые документы согласно вышеуказанному Перечню (с учетом представленных 15.11.2010 г. дополнительных документов по запросу Департамента).
Доказательств обратного ДИЗО Воронежской области в материалы дела не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии препятствий для приватизации спорного земельного участка, поскольку данный земельный участок не ограничен в обороте, а заявителем в установленном законом порядке подтверждено исключительное право на его приватизацию.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области неправомерно отказал заявителю в приятии решения о приватизации вышеназванного земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Рабочий проспект, 101 "В", являются обоснованными.
Для устранения нарушенных прав ООО "СпортИндустрия - 2002" суд обоснованно возложил на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность принять решение и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 г. по делу N А14-3691/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
...
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2011 г. N Ф10-4620/11 по делу N А14-3691/2011