Резолютивная част постановления объявлена 11.01.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Степиной Л.В. |
|
|
При участии в заседании: |
|
от ОАО "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498; 129090, г. Москва, пер. Глухарев, д. 4/2; 241050, г. Брянск, ул. Советская, д. 35)
|
Гнеушева А.Н. - представителя (доверен. от 25.10.2011 г. 32 АБ 0285253, пост.), Кротова К.А. - представителя (доверен. от 24.06.2011 г., 32 АБ 0214662, пост.), |
от администрации Погарского района Брянской области (243550, Брянская обл., Погарский р-н, р.п. Погар, ул. Ленина, д. 1) |
Коваленко В.И. - представителя (доверен. от 12.07.2011 г. 32 АБ 0209907, пост.), |
от третьих лиц: от ООО "БрянскГипроЗем" (ОГРН 1023242735577; 241037, г. Брянск, пр-т Ст. Димитрова, д. 55 "В") |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Погарского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2011 г. (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 г. (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-2219/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная компания Центра" в лице филиала - "Брянскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Погарского района Брянской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - администрация), выразившихся в отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения, изложенным в письме от 16.11.2010 г. N 247.
Заявитель также просил суд обязать уполномоченный орган утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения, расположенных под принадлежащими обществу объектами недвижимости.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе администрация Погарского района Брянской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления суда.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 04.06.2008 г. 32-АГ 342493 и 32-АГ 342485 ОАО "МРСК Центра" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: здание сарая к 12-кв. жилому дому общей площадью 92,2 кв.м., инв. N 16574, лит. А, расположенное по адресу: Брянская область, Погарский р-н, пгт. Погар, ул. 2-й квартал, кадастровый номер 32-32-07/002/2008-022; здание сарая к 12-кв. жилому дому общей площадью 91,2 кв.м., инв. N 16572, лит. А, расположенное по адресу: Брянская область, Погарский р-н, пгт. Погар, кадастровый номер 32-32-07/002/2008-023.
Объекты недвижимости расположены на земельных участках в кадастровом квартале 32:19:030101 Погарского городского поселения.
08.04.2010 г. между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала - "Брянскэнерго" и ООО "БрянскГипроЗем" заключен договор N 18/10/4632001544 на выполнение землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, расположенных под принадлежащими обществу вышеназванными строениями, для их постановки на кадастровый учет.
В процессе выполнения указанных работ ООО "БрянскГипроЗем" обратилось в администрацию Погарского района Брянской области с заявлением об утверждении схем земельных участков на кадастровой карте квартала 326196030101 Погарского городского поселения.
Письмом от 16.11.2010 г. N 247 администрация Погарского района Брянской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом отказала в утверждении схем земельных участков, указав при этом на отсутствие в представленных документах сведений об адресах объектов недвижимости, а также акта согласования местоположения границ земельных участков со смежными землепользователями.
Посчитав указанные действия органа местного самоуправления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как видно из материалов дела, земельные участки, необходимые для размещения и эксплуатации принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимого имущества, сформированы не были и их постановка на государственный кадастровый учет не осуществлена.
Основанием для обращения в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения послужило наличие у ОАО "МРСК Центра" в собственности двух строений (сараев), расположенных на этой территории.
При таких обстоятельствах спора в силу требований пункта 7 статьи 36 ЗК РФ администрация Погарского района Брянской области обязана была принять решение об утверждении схемы расположения на кадастровой карте испрашиваемых заявителем земельных участков.
Учитывая изложенное, отказ органа местного самоуправления в утверждении схем расположения спорных земельных участков на кадастровой карте суд обоснованно признал незаконным.
Мотивы и основания, по которым администрация Погарского района отказала ОАО "МРСК Центра" в утверждении схем расположения земельных участков, занятых объектами недвижимости, также не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как следует из письма органа местного самоуправления от 16.11.2010 г. N 247, заявителю отказано в утверждении схем расположения земельных участков в связи с отсутствием, по мнению администрации, адресов объектов недвижимости, а также непроведением согласования границ земельных участков, занятых этими объектами недвижимости, со смежными землепользователями.
Доводы администрации Погарского района в этой части опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В частности, формирование земельных участков должно было осуществляться по месту нахождения строений, принадлежащих ОАО "МРСК Центра" на праве собственности.
Свидетельства о государственной регистрации права собственности и технические паспорта на эти объекты содержали все необходимые сведения, позволяющие определить место их нахождения.
Кроме того, нормы действующего законодательства не содержат запрета на формирование границ земельного участка при отсутствии адреса такого объекта, присвоенного в установленном порядке.
В частности, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, к которым относится адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
Пунктом 56 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлено, что при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в соответствующую строку реквизита "4" вносится описание местоположения земельного участка с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.).
Вторым основанием для отказа в утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения послужило, по мнению органа местного самоуправления, непредставление заявителем в уполномоченный орган акта согласования местоположения границ земельных участков со смежными землепользователями.
Указанные требования органа местного самоуправления суд также обоснованно расценил как неправомерные в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 221-ФЗ кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Результатом кадастровых работ является межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка) (п. 1 ст. 37 Федерального закона N 221-ФЗ).
Акт согласования местоположения границ земельного участка наряду со схемой расположения земельного участка входит в состав межевого плана, что определено статьей 38 Закона о кадастре, подпунктом 9 пункта 5 и подпунктом 2 пункта 6 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412.
Таким образом, утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровой карте является первоначальным этапом в процедуре выполнения кадастровых работ, а поэтому представление акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями на данной стадии не требуется.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о том, что администрация Погарского района Брянской области неправомерно отказала заявителю в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения в письме от 16.11.2010 г. N 247 являются обоснованными.
Для устранения нарушенных прав ОАО "МРСК Центра" суд обоснованно возложил обязанность на администрацию Погарского района Брянской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровой карте квартала 32:19:030101 Погарского городского поселения под принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.07.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 г. по делу N А09-2219/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 56 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" установлено, что при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в соответствующую строку реквизита "4" вносится описание местоположения земельного участка с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.).
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 221-ФЗ кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Результатом кадастровых работ является межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка) (п. 1 ст. 37 Федерального закона N 221-ФЗ).
Акт согласования местоположения границ земельного участка наряду со схемой расположения земельного участка входит в состав межевого плана, что определено статьей 38 Закона о кадастре, подпунктом 9 пункта 5 и подпунктом 2 пункта 6 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2012 г. N Ф10-4890/11 по делу N А09-229/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4890/11