Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2012.
Полный текст постановления изготовлен 20.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Егорова Е.И. |
Судей |
|
Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тюковым Д.В. | ||
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляли: от Арбитражного суда Белгородской области - секретарь судебного заседания Барминова О.А.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Тюков Д.В. | ||
| ||
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Белгородской области Белоусовой В.И. | ||
При участии в заседании: |
|
|
ООО "Регионторг" г. Белгород, ул. 5 Августа, д. 1-г ОГРН 1023101656820 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
|
от Белгородской таможни г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 9а |
|
Гаврушенко И.В. - представителя (дов. N 03-51/75 от 07.06.2011), Насонова С.А. - представителя (дов. N 03-51/163 от 28.12.2011), |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А08-1609/2009-26,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Регионторг" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Белгородской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России N 10101000-25-32/55 от 19.02.2009 и N 10101000-25-32/60 от 20.02.2009.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Белгородская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей таможенного органа, обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, между ООО "Регионторг" (покупатель) и компанией "Ферсватерс Материалверк" (продавец) заключен контракт N 308221-1/003 от 15.02.2008 на куплю-продажу многофункциональных гусеничных тягачей легких бронированных (МТЛБ) и их модификаций, бывших в употреблении,
В рамках указанного контракта Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и по ГТД N 10101060/250908/0008584 предъявило к таможенному оформлению транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТПЛБ в количестве 7 шт., на базе тягача МТЛБ - 5 шт.
В графе 31 представленной декларации в отношении данной техники декларантом дополнительно было указано: "после проведения работ по демилитаризации и предпродажной подготовки, для перевозки людей и грузов в сложных природно-климатических условиях".
Ввезенный товар самостоятельно классифицирован Обществом и в отношении него в графе 33 ГТД заявлен код ТН ВЭД - 8701 30 900 0, что соответствует "тракторы гусеничные прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
Белгородским западным таможенным постом был проведен контроль правильности произведенной Обществом классификации товара, по результатам которого приняты решения о согласии с избранным декларантом кодом ТН ВЭД России.
Решениями Белгородской таможни N 10101000-25-32/55 от 19.02.2009 и N 10101000-25-32/60 от 20.02.2009 принятые Белгородским западным таможенным постом решения признаны несоответствующими требованиям законодательства РФ и отменены.
При этом Таможня исходила из несоответствия описания транспортных гусеничных машин, указанного в графе 31 ГТД, коду товара по ТН ВЭД России, заявленному в графе 33 ГТД.
Исходя из предназначения ввезенного Обществом товара, таможенный орган классифицировал его в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 8704 22 990 3 "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 тонн, но не более 20 тонн, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет", ставка ввозной таможенной пошлины 2,2 Евро за 1 куб.см объема двигателя.
Полагая, что принятые таможенным органом решения являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В частности, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ в числе сведений о товаре подлежит указанию классификационный код товара по ТН ВЭД.
Положениями ст.ст. 39, 127 ТК РФ установлено, что лицо, перемещающее товар обязано уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В силу п. 2 ст. 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Постановлением Правительства РФ N 718 от 27.11.2006 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" утвержден Таможенный тариф, содержащий основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу Правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с Правилом 4 ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. При этом сходство товаров может зависеть от многих факторов, таких как вид, свойство, назначение.
Исходя из того, что имеется возможность отнесения ввезенных Обществом товаров к двум товарным позициям 8701 или 8704 ТН ВЭД, следовательно, в целях классификации спорной техники по Правилу 4 ОПИ ТН ВЭД необходимо установить, с какими транспортными средствами она в том виде, в котором ввезена наиболее сходна: с тракторами либо с моторными транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов.
Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД термин "тракторы" означает транспортные средства, предназначенные в основном для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов, независимо от того, имеют они или нет дополнительные приспособления, в сочетании с основным назначением трактора, для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
В товарную позицию 8701 включаются тракторы (кроме тягачей, используемых на железнодорожных платформах, включаемых в товарную позицию 8709) различных типов (тракторы для сельскохозяйственных работ или для лесного хозяйства, дорожные тягачи, тяжелые тракторы для строительных и земляных работ, тракторы, оборудованные лебедками, и т.д.) независимо от типа их привода (двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель и т.д.).
Тракторы данной товарной позиции могут иметь кузов или сиденья для экипажа, или кабину. Они могут быть оборудованы инструментальным ящиком, иметь возможность поднимать и опускать навесные сельскохозяйственные орудия, иметь тягово-сцепное устройство для прицепов или полуприцепов (например, на рамах и аналогичных тяговых устройствах) или вал отбора мощности для привода таких устройств, как молотилки и циркулярные пилы.
Шасси трактора может быть колесным, на гусеницах или комбинированным (колесно-гусеничным). В последнем случае только передняя управляемая ось оснащена колесами.
Также в данную товарную позицию включаются тракторы, оборудованные лебедками (то есть применяемые для вытаскивания застрявших транспортных средств; для корчевания и вывоза деревьев или для буксировки сельскохозяйственных орудий).
Основным назначением трактора является буксировка или толкание других транспортных средств, устройств или грузов. При этом не исключается оснащение тракторов дополнительными приспособлениями для перевозки инструментов, семян, удобрений или других грузов.
Товарная позиция 8704 распространяется на моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов.
Пояснениями ФТС России к позиции 8704 разъяснено, что включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров, а не для перевозки людей.
В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства, например: типа фургонов; некоторые автомобили типа пикап; обслуживающие спортивные транспортные средств, т.е. колесная техника.
В тоже время, гусеничная техника в пояснениях ФТС России к ТН ВЭД к товарной позиции 8704 не упоминается.
Кроме того, терминологически понятие "перевозка грузов" отличается от таких понятий как "буксировка" и "толкание". В первом случае предполагается, что груз надлежит везти на каком-либо транспортном средстве, чему предшествует погрузка этого груза на такое средство, тогда как во втором и третьем случае размещения перемещаемого груза на перемещающем его транспортном средстве не предполагается.
Суд правильно указал, что для правильной классификации спорного товара необходимо установить, каким является основное предназначение ввезенных ООО "Регионторг" транспортных средств - перевозка грузов или их буксировка, толкание.
При этом как обоснованно указано судом, предназначение транспортного средства следует определять исходя из тех технических характеристик этого транспортного средства, которые объективно существовали на момент ввоза, а не гипотетически могли быть приобретены в результате дополнительных доработок после ввоза на территорию Российской Федерации.
Согласно Техническому описанию и инструкции по эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача, разработанных Министерством обороны СССР, легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТЛБ предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 тонн, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей.
По тактико-техническим характеристикам тягача его масса в рабочем состоянии составляет около 9700 кг, грузоподъемность - от 2000 до 2500 кг в зависимости от условий эксплуатации, масса буксируемого прицепа - до 6500 кг также в зависимости от условий эксплуатации, количество посадочных мест в кабине (включая водителя) и в кормовом отсеке - 2 и 11 соответственно.
Возможность перевозки в условиях военного времени людей и груза не свидетельствует о сохранении такой возможности в условиях мирного времени, когда данные виды деятельности должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными к безопасности и качеству осуществления перевозок.
Поскольку предназначение определяется целью создания, то с учетом технических возможностей ввезенных транспортных средств суд обоснованно указал, что целью создания, а, следовательно, и предназначением, машин с низкой скоростью движения, большой мощностью двигателя и высокой проходимостью, непригодных для передвижения по дорогам общего пользования с твердым покрытием, оборудованных приспособлениями для буксировки прицепов, даже при наличии внутри корпусов этих машин свободного места, пригодного для размещения дополнительного груза, и внешних багажников незначительной емкости, является использование данной техники для буксировки тяжелых грузов, а не для их перевозки.
Исходя из указанной выше совокупности технических и функциональных характеристик, суд пришел к правильному выводу, что спорные транспортные гусеничные машины наиболее сходны с категорией "тракторы", классифицируемой в товарной позиции 8701.
Кроме того, судом обоснованно учтены установленные в рамках рассмотрения дел N А08-1635/2009-16, N А08-1887/2009-16 N А08-1975/2009-16 обстоятельства, касающиеся правомерности классификации Обществом ранее ввезенного аналогичного товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 8701 30 900 0.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Учитывая изложенное, Таможня неправомерно отменила классификацию Обществом товаров по соответствующим кодам ТН ВЭД принятую Белгородским таможенным постом.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Белгородской таможни недействительными.
Все доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции таможенного органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу N А08-1609/2009-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку предназначение определяется целью создания, то с учетом технических возможностей ввезенных транспортных средств суд обоснованно указал, что целью создания, а, следовательно, и предназначением, машин с низкой скоростью движения, большой мощностью двигателя и высокой проходимостью, непригодных для передвижения по дорогам общего пользования с твердым покрытием, оборудованных приспособлениями для буксировки прицепов, даже при наличии внутри корпусов этих машин свободного места, пригодного для размещения дополнительного груза, и внешних багажников незначительной емкости, является использование данной техники для буксировки тяжелых грузов, а не для их перевозки.
Исходя из указанной выше совокупности технических и функциональных характеристик, суд пришел к правильному выводу, что спорные транспортные гусеничные машины наиболее сходны с категорией "тракторы", классифицируемой в товарной позиции 8701.
Кроме того, судом обоснованно учтены установленные в рамках рассмотрения дел N А08-1635/2009-16, N А08-1887/2009-16 N А08-1975/2009-16 обстоятельства, касающиеся правомерности классификации Обществом ранее ввезенного аналогичного товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 8701 30 900 0.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Учитывая изложенное, Таможня неправомерно отменила классификацию Обществом товаров по соответствующим кодам ТН ВЭД принятую Белгородским таможенным постом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2012 г. N Ф10-5194/11 по делу N А08-1609/2009-26