Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 26.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Старооскольского округа (ОГРН 1023102362800, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ватутина, 27а, 309507) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (г. Белгород, ул. Преображенская, 82,308000) от третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области (ОГРН, г. Белгород, пр. Б.Хмельницкого, 86, 308007) Черноусова В.В. (Белгородская область, г. Старый Оскол) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А08-1411/2010,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Старооскольского городского округа (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 08.12.2010.
Решением суда от 20.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2011 решение суда от 20.05.2011 отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, по заявлению гр. Черноусова В.В. Управление приказом от 08.10.2010 N 372 возбудило в отношении МУП "Водоканал" дело N 363-10-АЗ по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в ходе рассмотрения которого было установлено следующее.
Черноусов В.В. имеет в собственности ассенизационный автомобиль ГАЗ-3307, который он приобрел для занятия предпринимательской деятельностью - сбор и вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод из резервуаров у населения частного сектора. Вывозить и сливать хозяйственно-бытовые стоки гражданин Черноусов В.В. планировал в очистные сооружения МУП "Водоканал". С этой целью Черноусов В.В. письмом от 17.03.2010 обратился в МУП "Водоканал" с просьбой о заключении договора на прием хозяйственно-бытовых сточных вод.
Письмом от 30.03.2010 исх. N 712/04 МУП "Водоканал" отказало Черноусову В.В. в заключении указанного договора, сославшись на то, что для перевозки хозяйственно-бытовых стоков нужна лицензия, либо необходимо подтвердить класс опасности вывозимого отхода.
Письмом от 08.04.2010 Черноусов В.В. повторно обратился в МУП "Водоканал" с просьбой о заключении договора, ссылаясь на ряд нормативно-правовых актов, подтверждающих отсутствие необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке хозяйственно-бытовых сточных вод.
19 мая 2010 года МУП "Водоканал" письмом N 1174/05 вновь отказало Черноусову В.В. в заключении договора по причине отсутствия у него лицензии.
По факту установления Предприятием, включенным приказом УФАС от 07.10.2010 N 371 в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более, чем тридцать пять процентов при заключении договора на прием жидких бытовых отходов", требований о лицензировании деятельности по сбору и транспортировке хозяйственно-бытовых сточных вод, не предусмотренных действующим законодательством, что создает препятствие доступу на данный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, антимонопольным органом было принято решение от 08.12.2010 N 6712/3 о признании МУП "Водоканал" нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ (п. 1). Пунктом 2 решения Управление обязало МУП "Водоканал" выдать Предприятию предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершить следующие действия: заключить с Черноусовым В.В. договор на прием хозяйственно-бытовых сточных вод; в целях недопущения в будущем необоснованных отказов от заключения договоров на прием хозяйственно-бытовых сточных вод, ознакомить под роспись ответственных сотрудников МУП "Водоканал" с настоящим решением и выданным в соответствии с ним Предписанием (пункт 2 решения). Согласно пункта 3 решено передать материалы дела N 363-10-АЗ уполномоченному должностному лицу УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Посчитав такое решение Управления незаконным, Предприятие оспорило его в суде.
Не усмотрев оснований для признания решения антимонопольного органа от 08.12.2010 N 6712/3 незаконным, суд первой инстанции отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование заявителя о признании незаконным решения УФАС, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
В силу пунктов 4, 5 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Поскольку доказательства наличия у Черноусова В.В. статуса индивидуального предпринимателя, как и намерения заниматься предпринимательской деятельностью в рассматриваемой области, в материалах дела отсутствуют, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Черноусов В.В. не является хозяйствующим субъектом в том смысле, как это установлено п.5 ст.4 Закона N 135-ФЗ, а значит и понятие препятствие в доступе на товарный рынок оказания определенных услуг в данном случае не применимо.
При указанных обстоятельствах действия МУП "Водоканал" не могут квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства, связанного с созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а значит решение УФАС от 08.12.2010 N 6712/3 о признании Предприятия нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ является незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы при рассмотрении спора и им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции, оснований для переоценки установленных обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 по делу N А08-1411/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4, 5 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Поскольку доказательства наличия у Черноусова В.В. статуса индивидуального предпринимателя, как и намерения заниматься предпринимательской деятельностью в рассматриваемой области, в материалах дела отсутствуют, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Черноусов В.В. не является хозяйствующим субъектом в том смысле, как это установлено п.5 ст.4 Закона N 135-ФЗ, а значит и понятие препятствие в доступе на товарный рынок оказания определенных услуг в данном случае не применимо.
При указанных обстоятельствах действия МУП "Водоканал" не могут квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства, связанного с созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а значит решение УФАС от 08.12.2010 N 6712/3 о признании Предприятия нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ является незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 января 2012 г. N Ф10-5191/11 по делу N А08-1411/2011