Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 25.01.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Железова С.А. (ОГРНИП 304366525700090, г. Воронеж) |
- Татаровича И.А. - представителя (дов. от 15.03.2010 N 36-02/509925); |
от администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10, 394067) от прокуратуры Воронежской области (г. Воронеж, переулок Красноармейский, д. 12б, 394006) |
- Васильевой Е.Г. - представителя (дов. от 10.01.2012 N 1009);
- Седневой О.А. - представителя (дов. от 10.02.2011 N 08-2011);
|
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателям Железова Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2011 (судьи Данилов Г.Ю., Максимович Т.Н., Соболева Е.П.) по делу N А14-6920/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Железов С.А. (далее - заявитель, ИП Железов С.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании несоответствующим требованиям п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим постановления администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) от 05.05.2011 N 407 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" в части не включения в Приложение N 5 к Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Воронеж - Карту-схему размещения нестационарных торговых объектов на территории административного района городского округа г. Воронеж - Ленинский район, эксплуатируемых ИПБЮЛ Железовым С.А. торгового киоска по реализации продовольственных товаров площадью 12,25 кв.м. по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская у дома N 52, позиция 6 и торгового киоска по реализации продовольственных и непродовольственных товаров площадью 12,96 кв.м. по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, у дома N 52, позиция 7.
Решением суда от 26.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда от 26.10.2011 в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Комитетом главного архитектора Администрации 03.09.2009 и 08.09.2009 ИП Железову С.А. выданы ордеры N 312-К и N 316-К сроком действия по 11.03.2010 на установку торговых павильонов по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, 52, поз. 6, 7.
Городской межведомственной комиссией администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж (далее - Межведомственная комиссия) 11.02.2010 принято решение (протокол N 2, строки 42-43) об отказе Предпринимателю в продлении разрешения на установку и эксплуатацию торговых киосков.
5 мая 2011 года Администрацией принято постановление N 407 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" (далее - Постановление N 407), которое было опубликовано в официальном источнике информации "Берег" от 12.05.2011 N 48.
Полагая, что постановление Администрации N 407 в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатируемых ИП Железовым С.А., противоречит закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы, ИП Железов С.А. обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что эксплуатирует торговые киоски по реализации продовольственных и непродовольственных товаров по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, у дома N 52, позиции 6, 7 несмотря на истечение 11.03.2010 действия ордеров на установку этих торговых киосков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в ч. 4 ст. 194 АПК РФ и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Указанная проверка включает в себя как проверку наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ, Закон о торговой деятельности).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 3 Закона о торговой деятельности).
В соответствии со ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу п. 28.1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
Оспариваемое постановление N 407 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" как нормативный акт было принято надлежащим органом и опубликовано в официальном источнике информации. Нарушений порядка вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта судом не было установлено.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Поскольку на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также на настоящий момент истек срок действия выданных Предпринимателю ордеров на установку нестационарных торговых объектов, а решение Межведомственной комиссии от 11.02.2010 об отказе в продлении разрешения на эксплуатацию этих объектов является действующим, то вывод суда о том, что у Администрации отсутствовала обязанность по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ИП Железову С.А. торговых объектов, является верным, в связи с чем отсутствует нарушение прав заявителя оспариваемым нормативным актом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Предпринимателя, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судом при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2011 по делу N А14-6920/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемое постановление N 407 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" как нормативный акт было принято надлежащим органом и опубликовано в официальном источнике информации. Нарушений порядка вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта судом не было установлено.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
...
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2012 г. N Ф10-5187/11 по делу N А14-6920/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5187/11