Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С.Ю. |
||||
Судей |
Ермакова М.Н. Леоновой Л.В. |
||||
При участии в заседании: |
|
||||
от ФНС России в лице ИФНС России по г. Тамбову г. Тамбов, ул. Пролетарская, 252/2
от ООО "Транс Ойл" г. Тамбов, ул. Астраханская, 217 ОГРН 1056882361414
от арбитражного управляющего Цыкуна И.В. г. Тамбов, ул. Астраханская, 25Б |
Бич В.С. - заместителя начальника юр. отдела (дов. от 05.09.2011 г. N 68АА0198836, пост.);
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
||||
|
|
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по г. Тамбову на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 г. (судьи Потапова Т.Б., Баркова В.М., Безбородова Е.А.) по делу N А64-435/2011,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Тамбову (далее - налоговый орган, уполномоченный орган), представляя интересы Федеральной налоговой службы, обратилась в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве Общества с ограниченной ответственностью "Транс Ойл" (далее - ООО "Транс Ойл", должник) с заявлением об установлении требований и включении в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 42,47 руб. основного долга, по уплате взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование в сумме 1708,5 руб. основного долга, 2552,1 руб. пени, по уплате исполнительского сбора в сумме 180153,14 руб., по уплате обязательных платежей в сумме 688 руб. основного долга, 10861,53 руб. пени (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.06.2011 г. (судья Подгрудкова О.В.) в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" в третью очередь удовлетворения за счет имущества должника включены требования ФНС России по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 42,47 руб. основного долга; по уплате взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование в сумме 1708,5 руб. основного долга, 2552,1 руб. пени, по уплате исполнительского сбора в сумме 180153,14 руб., по уплате обязательных платежей в сумме 688 руб. основного долга, 10861,53 руб., с указанием на то, что требование о взыскании пени учитывается отдельно и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 г. производство по апелляционной жалобе единственного участника ООО "Транс Ойл" Урюпина С.В. в части включения в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" сумм по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 42,47 руб., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование в сумме 1708,5 руб., а также пени в размере 2552,1 руб., по уплате исполнительского сбора в сумме 20000 руб.,
по уплате обязательных платежей в сумме 688 руб., а также пени в сумме 10861,53 руб. прекращено в связи с отказом заявителя от жалобы.
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.06.2011 г. в части включения в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" суммы исполнительского сбора в размере 154864,14 руб. отменено, в удовлетворении заявления уполномоченного органа в указанной части апелляционной инстанцией отказано. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
В силу ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2011 г. ООО "Транс Ойл" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Цыкун И.В., о чем в газете "Коммерсантъ" N 42 от 07.05.2011 г. опубликовано сообщение.
Ссылаясь на наличие задолженности у ООО "Транс Ойл" перед ФНС России по обязательным платежам, ФНС России обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о включении в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" суммы исполнительского сбора в размере 154864,14 руб., суд первой инстанции исходил из их обоснованности и подтвержденности вступившим в законную силу судебным актом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части включения в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" названной суммы исполнительского сбора, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)") требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Согласно п. 1 ст. 142 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 названного закона.
В силу ст.ст. 100 и 142 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении требования кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд проверяет его обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов должника.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве" акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, также являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, предусмотренном настоящим законом, с учетом особенностей, установленных ст. 47 НК РФ.
Согласно п. 11 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.
В силу п. 1 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа на должника налагается исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 110 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является санкцией и удерживается с должника после полного погашения требований взыскателя.
Из материалов дела усматривается, что постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 160153,14 руб. вынесено 09.02.2011 г. в связи с неисполнением ООО "Транс Ойл" в добровольном порядке исполнительного документа - акта налогового органа.
Из пояснений уполномоченного органа (исх. N 05-30 от 27.10.2011 г.) следует, что решением N12-20/49 от 30.07.2010 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "Транс Ойл" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 324465 руб. Данным решением Обществу были доначислены пени в размере 336665 руб. и налоги в размере 1626773 руб. Всего по решению сумма доначислений составила 2 287 903 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2011 г. и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 г. по делу N А64-5933/2010, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.09.2011 г. названное решение налогового органа было признано незаконным в части начисления штрафа в размере 248894 руб., пени в размере 336665 руб. и доначисления налога в размере 1626773 руб.
Таким образом, решение налогового органа, на основании которого было возбуждено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 160153,14 руб. признано законным и обоснованным в части доначисления только штрафных санкций в размере 75571 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" подлежит включению сумма исполнительского сбора в размере 5289 руб. (7% от признанной обоснованной - с учетом принятых судебных актов - суммы доначисленного штрафа в размере 75571 руб.).
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в реестр требований кредиторов ООО "Транс Ойл" суммы исполнительского сбора в размере 154864,14 руб. на основании постановления о взыскании исполнительского сбора Управления ФССП по Тамбовской области от 09.02.2011 г. у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 г. по делу N А64-435/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Панченко |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа на должника налагается исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 110 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является санкцией и удерживается с должника после полного погашения требований взыскателя.
...
Из пояснений уполномоченного органа (исх. N 05-30 от 27.10.2011 г.) следует, что решением N12-20/49 от 30.07.2010 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "Транс Ойл" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 324465 руб. Данным решением Обществу были доначислены пени в размере 336665 руб. и налоги в размере 1626773 руб. Всего по решению сумма доначислений составила 2 287 903 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.01.2011 г. и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 г. по делу N А64-5933/2010, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.09.2011 г. названное решение налогового органа было признано незаконным в части начисления штрафа в размере 248894 руб., пени в размере 336665 руб. и доначисления налога в размере 1626773 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2012 г. N Ф10-5248/11 по делу N А64-435/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4072/11
01.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5248/11
07.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4072/11
05.04.2011 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-435/11