Дело рассмотрено 01.02.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" (ОГРН 1074816000600; 399330, Липецкая обл., Усманский р-н, ж/д ст. Дрязги) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (398019, г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2011 г. (судья Щедухина Т.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Осипова М.Б.) по делу N А36-1328/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" (далее - ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, связанного с непринятием решения о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 34 860 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:3; площадью 83 029 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:4; площадью 4 021 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:12; площадью 3 875 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:6; площадью 90 599 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120101:17; площадью 14778 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120101:16; площадью 13 829 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:7; площадью 7 475 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:8; площадью 193 756 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:9; площадью 161 572 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:5.
Заявитель также просил суд принять решение об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду сроком на 25 лет, подготовить и направить в адрес общества проект договора аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2011 г. заявленные требования ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Липецкой области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, как несоответствующие нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Как следует из материалов дела, ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- автодорога (участок N 34) общей протяженностью 11 289 кв. м.;
- молочная ферма (участок N 29), в состав которой входят следующие объекты: дом животноводов (лит. А) площадью 122 кв. м., кормокухня (лит. Б) площадью 546,5 кв. м., пристройка (лит. Б) площадью 19,5 кв. м., телятники (лит. В) и (лит. Д) площадью 1 565,9 кв. м.;
- подъездные пути (участок N 35) протяженностью 4 021 кв. м.;
- здание конторы (участок N 2) площадью 111,9 кв. м.;
- склад газовых баллонов (участок N 3) площадью 83,2 кв. м.;
- автодорога (участок N 39) протяженностью 4 844 кв. м.;
- нефтебаза (участок N 4) в состав которой входят следующие объекты: здание операторской (лит. А) площадью 18 кв. м., ограждение (лит. 1) протяженностью 229,35 п.м., ворота (лит. I), резервуар для воды (лит. II), резервуар для бензина (лит. III), резервуары для дизельного топлива (лит. IV-XI);
- производственный центр (участок N 1), в состав которого входит ряд производственных объектов;
- здание склада (лит. А) площадью 1 735,0 кв. м., автовесовая (лит. Б) площадью 6,5 кв. м.;
- молочная ферма (участок N 18), в состав которой входит ряд производственных объектов.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: от 20.05.2008 г. серия 48-АВ N 425649, серия 48-АВ N 425642, серия 48-АВ N 425637, серия 48-АВ N 425662, серия 48-АВ N 425648, серия 48-АВ N 425647, от 03.06.2010 г. серия 48 АВ N 876257, серия 48 АВ N 876260, серия 48 АВ N 876259, серия 48 АВ N 876256.
Земельные участки: площадью 34 860 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:3; площадью 83 029 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:4; площадью 4 021 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:12; площадью 3 875 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:6; площадью 90 599 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120101:17; площадью 14778 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120101:16; площадью 13 829 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:7; площадью 7 475 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:8; площадью 193 756 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:9; площадью 161 572 кв. м. с кадастровым номером 48:16:1120501:5; на которых расположены вышеперечисленные здания, строения, сооружения, принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: от 07.12.2007 г. серия 48-АВ N 371599, серия 48-АВ N 371608, серия 48-АВ N 371609, серия 48-АВ N 371607, серия 48-АВ N 371610, серия 48-АВ N 371606, серия 48-АВ N 371605, серия 48-АВ N 371604, серия 48-АВ N 371600, серия 48-АВ N 371601.
В связи с изложенными обстоятельствами, ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилось в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области с заявлением о предоставлении этих земельных участков в аренду.
Сопроводительным письмом от 29.10.2010 г. N 8074-04 ТУ Росимущества в Липецкой области направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом вышеуказанное заявление общества с приложенными к нему документами.
Сообщением от 31.01.2011 г. N ПП-10/2087 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомило ТУ Росимущества в Липецкой области о невозможности принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков в аренду.
Как следует из содержания указанного письма, основанием для принятия такого решения, по мнению Росимущества, является факт отсутствия границ земельных участков, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Письмом от 14.02.2011 г. N 775-04 Управление возвратило обществу заявление с приложенными к нему документами, указав при этом на необходимость формирования испрашиваемых земельных участков для принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Посчитав указанное бездействие ТУ Росимущества в Липецкой области, связанное с непринятием решения о предоставлении в аренду спорных земельных участков, незаконным, ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
Согласно пункту 4.1 Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта, а также имеет право на заключение договоров аренды такого имущества.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" к заявлению о приобретении права аренды на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие ему на праве собственности, приложило все необходимые документы согласно вышеуказанному Перечню, а также документы, подтверждающие исключительное право заявителя на предоставление в аренду данных земельных участков.
Основанием для отказа в предоставлении обществу в аренду испрашиваемых земельных участков, по мнению Росимущества, послужило то обстоятельство, что указанные земельные участки не сформированы, границы их неопределенны, а поэтому не могут быть предоставлены обществу в аренду.
Указанные доводы органа государственной власти суд обоснованно расценил как неправомерные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости, кадастровый номер, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом является земельный участок, а также другие характеристики объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в установленном законом порядке с присвоением им кадастровых номеров.
При таких обстоятельствах спора доводы ТУ Росимущества в Липецкой области о том, что спорные земельные участки не сформированы, а поэтому не могут быть предоставлены обществу в аренду, являются необоснованными.
Для устранения нарушенных прав ООО "Организация научного обслуживания "Дрязгинская опытная станция" суд обоснованно возложил обязанность принять решение и подготовить проект договора аренды испрашиваемых земельных участков на Территориальное управление Росимущества в Липецкой области, так как полномочия по распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Липецкой области, принадлежат указанному территориальному органу власти.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 г. по делу N А36-1328/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости, кадастровый номер, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом является земельный участок, а также другие характеристики объекта недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2012 г. N Ф10-5501/11 по делу N А36-1328/2011