См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 марта 2013 г. N Ф10-5383/11 по делу N А68-1649/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|
Чистовой И.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
не явились, извещены надлежаще, |
от ответчика |
Ахадуллаева Е.Н. - ген. директор (выписка из протокола общего собрания от 23.01.2010), |
от третьего лица |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по делу N А68-1649/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тульская энергосбытовая компания", г. Тула, ОГРН 1067105008376, (далее - ОАО "Тульская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Открытому акционерному обществу "Центрсельэлектросетьстрой", г. Тула, ОГРН 1027100594950, (далее - ОАО "Центрсельэлектросетьстрой") о взыскании 308513 руб. 82 коп., в том числе 290698 руб. 24 коп. задолженности за поставленную по договору N 96/38 от 01.11.2007 электроэнергию и 17815 руб. 58 коп. пени (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Тульские городские электрические сети".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2011 (судья Алешина Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично. С ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" в пользу ОАО "Тульская энергосбытовая компания" взыскано 224366 руб. 75 коп. задолженности и 14516 руб. 73 коп. пени. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Заикина Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов в части удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явились. ОАО "Тульская энергосбытовая компания" заявило ходатайство о рассмотрении спора без его участия. Дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее истца, суд кассационной инстанции находит принятые судебные акты в обжалуемой части подлежащими отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между ОАО "Тульская энергосбытовая компания" (энергоснабжающая организация) и ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" (абонент) заключен договор на снабжение электрической энергией N 96/38 от 01.11.2007, согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю, оказывать услуги по ее передаче, оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией, путем заключения соответствующих договоров, а потребитель - принимать и оплачивать потребленный энергоресурс и оказанные услуги.
Передача электрической энергии в сети абонента осуществляется энергоснабжающей организацией посредством заключения с МУП "Тулгорэлектросети" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и МУП "Тулгорэлектросети" (п. 2.1.2).
Договорной объем потребления электрической энергии указывается в приложении N 1 и определяется на каждый последующий год на основании представленной абонентом не позднее, чем до 01 апреля текущего года заявки с прогнозными объемами потребления электрической энергии, с разбивкой по месяцам и уровням напряжения, с выделением в заявке отдельной строкой объемов потребления населения и приравненных к данной категории потребителей (раздел 3 договора).
Согласно п.п. 5.2, 5.3 договора оплата потребленной электрической энергии и оказанных услуг производится по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов в области государственного регулирования тарифов. В случае, если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору должны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену.
Отпущенная в спорный период электроэнергия оплачена ответчиком частично, сумма задолженности составила 290698 руб. 24 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ТЭК" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решения и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договора энергоснабжения N 96/38 от 01.11.2007.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В пределах предоставленной компетенции постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, регулирующие, в том числе, порядок расчетов за потребленную энергию (далее - Положения N 530).
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на необходимость применения в спорном случае положений п. 50 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, для расчета энергосбытовой компанией доли нерегулируемой цены на электрическую энергию.
Указанный довод получил надлежащую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен за несостоятельностью.
Согласно п. 1 указанного нормативного акта настоящие Правила устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики на территориях ценовых и неценовых зон оптового рынка.
Пунктом 2 Правил N 643 определено, что участниками оптового рынка являются поставщики электрической энергии и (или) мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Однако ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" не является участником оптового рынка электрической энергии, отношения сторон возникли в связи с приобретением электроэнергии на розничном рынке.
При этом использование оптовых цен при установлении тарифов на розничную куплю-продажу электрической энергии, как правильно указал суд, не может являться основанием для применения к ответчику оптовых цен на электрическую энергию.
В данном случае порядок расчетов за потребленную энергию регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии N 530.
В соответствии с п. 4 Положений N 530 продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом Х настоящих Положений объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 106 Положений на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном п.п. 108-111 настоящих Положений. Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Механизм расчета нерегулируемых цен установлен п.п. 109-111 Положений N 530.
Порядок расчета по свободным (нерегулируемым) ценам предусмотрен разделами Х, ХI Положений N 530, которые подлежат применению участниками розничного рынка электроэнергии.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о неправомерности ссылки арбитражного суда при принятии решения на приказы ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1, от 06.08.2004 N 20-э/2, которые не являются нормативными актами и, следовательно, не могут быть применены в спорном случае, основано на неверном толковании закона.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
Полномочия по изданию нормативно-правовых актов в сфере своей компетенции, в том числе, методических указаний по расчету регулируемых тарифов, предоставлены этой службе п. 5.2 Положения.
Таким образом, спорные приказы об утверждении правил и методических рекомендаций по определению стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, по расчету регулируемых тарифов и цен на электроэнергию, приняты ФСТ РФ в пределах её компетенции.
Довод заявителя жалобы о необоснованном применении к ответчику тарифа по жилым домам, оборудованным электроплитами, регулируемого тариф по категории "население" в домах оборудованных газовыми плитами, несостоятелен, поскольку суд первой инстанции, признав факт оборудования спорных жилых домов электрическими плитами подтвержденным, принял к расчету задолженности за период с октября 2010 по май 2011 года тариф для населения, равный 1,533898 руб. за кВт/ч, а также произвел перерасчет за указанный период с применением понижающего коэффициента 0,7 к данному тарифу.
В обоснование довода о наличии переплаты потребителя в спорный период за полученный энергоресурс, в связи с чем отсутствует его задолженность перед истцом, заявитель ссылается на имеющиеся в деле акты сверки расчетов сторон.
Вместе с тем, из имеющихся в деле актов сверки взаимных расчетов за 2009 и 2010 годы, согласованных сторонами, усматривается наличие задолженности ответчика перед ОАО "ТЭК" в размере 195594, 72 руб. и 465764,19 руб., соответственно. Акт сверки расчетов за 2011 год сторонами не согласован, по данным ответчика в указанный период имелась задолженность ОАО "ТЭК" в сумме 1111059,58 руб., при этом по данным истца задолженность ответчика перед ОАО "ТЭК" в данный период составила 590182,08 руб. Иных доказательств, определенно свидетельствующих об отсутствии задолженности ответчика перед истцом, заявителем кассационной жалобы не представлено.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих уведомление абонентом о величине заявленной мощности в спорный период, исходил из правомерности применения истцом в расчете стоимости потребленной электроэнергии одноставочного тарифа, дифференцированного по числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ).
При этом суд указал, что ЧЧИМ является расчетной величиной и представляет собой отношение объема электроэнергии к величине заявленной мощности, которая определяется на основании показаний интервальных приборов учета. При их отсутствии расчет ЧЧИМ производится на основании заявленного (фактического) объема годового потребления и величины максимальной мощности. За величину максимальной мощности принимается наибольшее значение электрической мощности, потребляемой абонентом в рабочий день в часы максимальной нагрузки энергосистемы.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда недостаточно обоснованным, сделанным без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применятся цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (ст. 6 Закона).
Согласно п. 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям на розничных рынках, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: 1) одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии с учетом стоимости мощности; 2) одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; 3) двухставочный тариф (цена), включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт договорной (заявленной) мощности.
Потребители, покупающие электрическую энергию (мощность) по регулируемым тарифам (ценам), самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа (цены), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее 1 ноября года, предшествующего году поставки. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не установлено по соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
В силу п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 26.02.2004 N 20-э/2, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа ФСТ РФ следует читать как "от 06.08.2004 г."
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Таким образом, действующее законодательство о государственном тарифном регулировании предусматривает, что составной частью регулируемого тарифа на электрическую энергию является стоимость услуг по её передаче.
Энергоснабжающая организация, действуя в интересах потребителя, самостоятельно заключает договор со специализированной организацией на оказание услуг по передаче электроэнергии ответчику в порядке, предусмотренном законодательством об энергоснабжении, и оплачивая стоимость этих услуг на основании установленных регулируемых тарифов, в расчете которых используется величина заявленной потребителем мощности.
В соответствии с п. 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг.
Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год.
В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, данные о заявленной мощности на 2009-2011 г.г. ответчиком в адрес сетевой организации не представлялись, в связи с чем при расчете стоимости отпущенной электроэнергии истец применял установленный регулирующим органом одноставочный тариф, дифференцированный в период с 2009 г. по 2011 г. по зонам суток.
Из материалов дела видно, что ЧЧИМ в 2009-2011 г.г. определялось ОАО "ТЭК" расчетным способом, в соответствии с п. 69 приказа ФСТ РФ от 26.02.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". В результате ЧЧИМ на 2009 г. составило 5000; с 01.01.2010 по 30.04.2010 - менее 3000; с 01.05.2010 по 31.12.2010 - менее 2500; на 2011 г. - менее 4500.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Приказа ФСТ РФ следует читать как "от 06.08.2004 г."
По смыслу действующего законодательства о государственном тарифном регулировании при расчете за потребленный энергоресурс и оказанные услуги по ее передаче подлежит применению величина мощности, учтенной при установлении соответствующего тарифа (заявленной мощности).
Обязанность потребителя услуг оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности, даже если величина фактически потребленной мощности оказывается ниже заявленной, обеспечивает его право в любой момент использовать максимально необходимую (заявленную) мощность. Энергосбытовая организация получает плату именно за обеспечение возможности использования потребителем заявленной мощности, поскольку затраты на обеспечение возможности использования именно этой мощности учитываются при определении тарифов.
Из толкования пунктов 2, 12, 24, 26 Правил N 861 следует, что выбор величины заявленной мощности зависит исключительно от потребителя электрической энергии, его потребности в полном или частичном использовании своего присоединенного к сетям сетевой организации электрооборудования.
Пунктом 47 Правил N 861 установлена обязанность потребителя услуг уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. Однако как в самих Правилах, так и в иных действующих в этой сфере нормативных правовых актах отсутствует указание на последствия несоблюдения потребителем упомянутой обязанности, равно как и на порядок расчетов в данном случае.
В то же время, как следует из п.16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и п. 15 Методических указаний N 20-э/2, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Сводный прогнозный баланс формируется с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии.
В силу действовавших в спорном периоде п.п. 6, 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 04.09.2007 N 225-э/4, основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией. Величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3327/11 от 01.11.2011.
Таким образом, по смыслу вышеизложенных правовых норм, при определении стоимости потребленной электроэнергии и стоимости услуг по ее передаче в случае несогласования сторонами величины заявленной мощности подлежит применению величина мощности, учтенная регулирующим органом при установлении тарифа на основании Сводного прогнозного баланса.
Вместе с тем, вопрос об использовании регулирующим органом при установлении соответствующих тарифов в спорный период данных Сводного прогнозного баланса и применении истцом при расчете дифференцированного тарифа величины мощности, учтенной при расчете такого тарифа, при условии, что в спорном случае величина заявленной мощности не была согласована потребителем на 2009-2011 гг., арбитражным судом не исследовался.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что судом неполно установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также не учтены требования действующего законодательства, выводы судов нельзя признать достаточно обоснованными в части применения дифференцированного числа часов использования заявленной мощности, полученной расчетным путем, без учета вышеуказанных обстоятельств и требований, в связи с чем кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
При новом рассмотрении спора суду следует выяснить, учитывались ли энергосбытовой компанией при определении стоимости услуг данные о величине мощности, учтенной при формировании тарифов на основании Сводного прогнозного баланса, установить, заявлялась ли в спорный период величина мощности для формирования Сводного прогнозного баланса и с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, разрешить спор, применив соответствующие правовые нормы.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 289, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по делу N А68-1649/2011 в обжалуемой части отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 47 Правил N 861 установлена обязанность потребителя услуг уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. Однако как в самих Правилах, так и в иных действующих в этой сфере нормативных правовых актах отсутствует указание на последствия несоблюдения потребителем упомянутой обязанности, равно как и на порядок расчетов в данном случае.
В то же время, как следует из п.16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и п. 15 Методических указаний N 20-э/2, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
...
В силу действовавших в спорном периоде п.п. 6, 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 04.09.2007 N 225-э/4, основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией. Величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3327/11 от 01.11.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2012 г. N Ф10-5383/11 по делу N А68-1649/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8794/13
28.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8794/13
15.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5383/11
24.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3379/12
26.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3379/12
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-1649/11
09.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5383/11
06.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4023/11
25.07.2011 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-1649/11