Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от СПК КХ "Восток" (ОГРН 1036724300491; 215049, Смоленская обл., Гагаринский р-н, д. Петушки; 300910, г. Тула, п. Скуратово 1-ый Западный, ул. Шолохова, д. 3) |
Черных Н.А. - представителя (доверен. от 21.01.2012 г., пост.), |
от ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области (214012, г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1)
от третьих лиц: от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1)
от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12 "Б") |
Айваржи С.Н. - представителя (доверен. от 10.01.2012 г. N 01, пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива коллективного хозяйства "Восток" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2011 г. (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 г. (судьи Полынкина Н.А., Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н.) по делу N А62-688/2011,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив коллективное хозяйство "Восток" (далее - СПК КХ "Восток") обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области (в настоящее время - ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области) внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 67:03:003 01 01:2601, 67:03:003 01 01:2602, указав категорию этих участков - "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования" (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2011 г. в удовлетворении заявленных требований СПК КХ "Восток" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе СПК КХ "Восток" просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Гагаринского района от 04.12.1992 г. N 471 АОЗТ "Верхне-Палатское" (ранее - совхоз "Верхне-Палатское"), правопреемником которого является СПК КХ "Восток", предоставлены земли: в коллективно-долевую собственность 2 559 га сельхозугодий, из них 1 372 га пашни, расположенных на основном массиве землепользования; часть резервного земельного фонда района на площади 209 га сельхозугодий, расположенных в районе д. Яковлево, ур. Кончеево, Сопегино, в аренду сроком на 25 лет с правом выкупа через 3 года при условии эффективного использования земель; земли под лесами, кустарниками, болотами, дорогами и другими несельскохозяйственными угодьями в границах коллективно-долевой собственности и арендуемых земель общей площадью 6 215 га в бессрочное пользование.
Указанным актом органа местного самоуправления лесохозяйственная деятельность в лесах, расположенных на предоставленных землях, разрешалась только в соответствии с лесным законодательством.
01.10.1999 г. на основании постановления главы администрации Смоленской области от 15.05.1999 г. N 291 заключен договор о передаче Гагаринским лесхозом Федеральной службы лесного хозяйства в безвозмездное пользование АОЗТ "Верхне-Палатское" участков лесного фонда, ранее находившихся в его владении, площадью 6 096 га сроком на 49 лет.
Указанный договор зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 15.10.1999 г. N 6.
Из земель, предоставленных заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, был сформирован земельный участок с постановкой его на кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 67:03:0000000:272.
В сведения государственного кадастра недвижимости внесена запись об отнесении указанного земельного участка к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
Земельные участки с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602 были сформированы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 67:03:0000000:272 и поставлены на кадастровый учет 01.06.2009 г..
Вновь сформированные земельные участки также были отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, о чем в сведения государственного кадастра недвижимости внесена соответствующая запись.
На основании письма Роснедвижимости по Смоленской области от 11.09.2009 г. N 01-14/01/2474 и распоряжения главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 г. N 1035-р/адм категория земель 83 земельных участков, в том числе и с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602 органом кадастрового учета была изменена на "земли лесного фонда", о чем в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения.
СПК КХ "Восток", ссылаясь на отсутствие акта о переводе земель из одной категории в другую, обратился в Межрайонный отдел N 2 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области (в настоящее время - ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области) с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, указав категорию земель вышеназванных земельных участков как земли сельскохозяйственного назначения.
Орган кадастрового учета письмом от 01.02.2011 г. N 24 отказал заявителю в изменении вида разрешенного использования и категории земли, в том числе и по спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602.
Не оспаривая действия (бездействие) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области, связанные с отказом внесения изменений категории и вида разрешенного использования вышеназванных земельных участков, СПК КХ "Восток" обратился в суд с заявлением об обязании учреждения внести в сведения государственного кадастра недвижимости соответствующие изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Основанием для принятия решения о возложении обязанности на орган, осуществляющий публичные полномочия, является факт признания судом действий (бездействия) такого органа незаконными (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, с учетом уточнения заявленных требований, действия (бездействие) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области, связанные с отказом внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602, СПК КХ "Восток" в установленном законом порядке не оспорил.
При таких обстоятельствах спора у суда отсутствовали правовые основания для принятия решения об обязании органа кадастрового учета внести указанные изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, в соответствии с пунктами 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входят, в том числе, сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок и разрешенном использовании этого участка.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, которые по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602 на дату издания распоряжения главы администрации Смоленской области от 05.12.2007 г. N 1035-р/адм об изменении их категории и вида разрешенного использования относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Указанное распоряжение главы администрации Смоленской области в установленном законом порядке не отменено и недействительным не признано.
При таких обстоятельствах спора орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия обязан был исполнить акт органа исполнительной власти субъекта РФ путем внесения изменений о категории и виде разрешенного использования спорных земельных участков.
Наряду с изложенным, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно учитывал требования и других норм действующего законодательства.
В частности, землями сельскохозяйственного назначения в силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (п. 2 ст. 101 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 04.12.2006 г.).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602 входят в состав земель лесного фонда - квартал 13, выделы 5, 8.
На указанные лесные участки с условными номерами: 67:01:2000:18ж:0020, 67:01/01:2004:14:0446, 67:03:005 01 01:0749, 67:03:005 01 01:0748, 67:03:004 01 01:0351, 67:03:005 01 01:0750, расположенные в Гагаринском районе Смоленской области, зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией.
Право федеральной собственности на земли лесного фонда, в состав которых входят земельные участки с кадастровыми номерами 67:03:003 01 01:2601 и 67:03:003 01 01:2602, СПК КХ "Восток" в установленном порядке не оспорил.
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные земельные участки относятся к землям лесного фонда, а поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 г. по делу N А62-688/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (п. 2 ст. 101 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 04.12.2006 г.).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
...
В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2012 г. N Ф10-5104/11 по делу N А62-688/2011