Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Толкачевой И.Ю. |
|
Нарусова М.М. |
при участии в заседании: |
|
Истец: от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области |
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); |
Ответчик: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области |
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); |
Третьи лица: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области |
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); |
от ТОГОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" |
не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 по делу N А64-2868/2011
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 43380 кв. м, земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - под административно - учебными зданиями, кадастровый номер 68:29:0201001:557, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77; земельный участок, площадью 1034 кв. м, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - под зданием общежития, кадастровый номер 68:29:0201001:556, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, корпус 2,77.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области), ТОГОУ СПО "Техникум отраслевых технологий".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.07.2011 исковые требования удовлетворены. Суд признал право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью 43380 кв. м, земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - под административно - учебными зданиями, кадастровый номер 68:29:0201001:557, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77; земельный участок, площадью 1034 кв. м, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - под зданием общежития, кадастровый номер 68:29:0201001:556, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, корпус 2,77.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судами, Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2009 N 2030-р принято решение о передаче субъектам РФ федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования по перечню согласно приложению к распоряжению.
В перечень передаваемых Тамбовской области учреждений вошло государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 14, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 2030-р "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования", постановлением администрации Тамбовской области от 14.07.2010 N 845 "О принятии в государственную собственность Тамбовской области из федеральной собственности государственных образовательных учреждений начального профессионального образования" государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 14, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77 было принято в государственную собственность Тамбовской области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 133 "О переименовании, реорганизации и утверждении уставов образовательных учреждений начального профессионального образования, переданных в государственную собственность Тамбовской области" было принято решение реорганизовать принятые в государственную собственность Тамбовской области государственные образовательные учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище N 14 и профессиональное училище N 37 в форме слияния с созданием на их базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Техникум отраслевых технологий - реабилитационный комплекс".
12.03.2010 территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области принято распоряжение N 150-р о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГОУ НПО ПУ N 14 в государственную собственность Тамбовской области.
Право собственности на имущественные комплексы учреждений, в соответствии с действующим законодательством возникает у субъекта Российской Федерации - Тамбовской области с момента утверждения актов приема-передачи. Указанный акт был подписан 22.06.2010.
Субъект Российской Федерации - Тамбовская область, зарегистрировала в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на административно - учебные здания и здания общежития, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Рылеева, 77.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.12.2008 N 68-АА 885357, N 68-АА 885359 и выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2011 земельные участки, на которых располагалось ГОУ НПО ПУ N 14, находились в собственности РФ и в постоянном бессрочном пользовании образовательного учреждения.
Ссылаясь на то, что вопрос о переоформлении в государственную собственность Тамбовской области вышеназванных земельных участков до настоящего времени не решен, истец обратился в арбитражный суд области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя иск, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
В силу п. 2 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Поскольку заявитель кассационной жалобы не представил суду доказательств изъятия или ограничения в обороте спорного земельного участка, отмены распоряжения Правительства РФ от 22.12.2009 N 2030-р или признания его недействительным, учитывая, что собственник земли также не оспаривает, что земля под переданными зданиями ГОУ НПО ПУ N 14 перешла к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в силу закона, суд пришел к правильному выводу о возникновении у Тамбовской области права собственности на соответствующий земельный участок на основании закона.
По вышеизложенным правовым основаниям отклоняется ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие согласия уполномоченного органа на безвозмездную передачу спорного земельного участка в собственность субъекта РФ.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По существу доводы заявителя жалобы направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и сделанных на их основе выводов суда апелляционной инстанции, что в силу ст. 286 АПК РФ, не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, считает выводы суда обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2011 по делу N А64-2868/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
...
Поскольку заявитель кассационной жалобы не представил суду доказательств изъятия или ограничения в обороте спорного земельного участка, отмены распоряжения Правительства РФ от 22.12.2009 N 2030-р или признания его недействительным, учитывая, что собственник земли также не оспаривает, что земля под переданными зданиями ГОУ НПО ПУ N 14 перешла к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в силу закона, суд пришел к правильному выводу о возникновении у Тамбовской области права собственности на соответствующий земельный участок на основании закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2012 г. N Ф10-44/12 по делу N А64-2868/2011