г.Калуга |
|
9 декабря 2014 г. |
Дело N А68-11092/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Акцент" (ОГРН 1047100783806, ИНН 7106063042, ул.Комсомольская, д.51, г.Тула) - Винокурова А.А. (дов. от 05.11.2014), Сташкова А.С. (дов. от 28.11.2014),
от заинтересованного лица: Администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, пр-кт.Ленина, д.2, г.Тула, 300041) - Синдеева М.М. (дов. от 16.10.2013 N 79),
от третьих лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, ул.Жаворонкова, 2, г.Тула, 300012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, пр-кт.Ленина, д.2, г.Тула, 300041) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акцент" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А68-11092/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Акцент" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) о признании недействительными: постановления администрации от 26.11.2012 N 3349 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы" в части признания утратившим силу постановления главы администрации города Тулы от 23.01.2008 N 153 "О предварительном согласовании ООО "Акцент" места размещения здания административно-складского назначения по Одоевскому шоссе в Привокзальном районе города Тулы" и постановления от 10.12.2012 N 3577 "О внесении изменения в постановление администрации города Тулы от 26.11.2012 N 3349".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тульской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.06.2014, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2014 решение суда от 03.06.2014 отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что в отсутствие принятых Правил землепользования и застройки, которые по своей сути являются документом определяющим правовой режим использования земельных участков, Генеральный план города является всего лишь примерным планом по развитию муниципального образования и только после принятия Правил можно с уверенностью говорить о запрете размещения того или иного объекта в различных функциональных зонах.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и администрации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 23.01.2008 N 153 обществу предварительно согласовано место размещения здания административно-складского назначения по Одоевскому шоссе в Привокзальном районе г. Тулы, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 1900 кв. м, а также утвержден градостроительный план данного земельного участка.
Данным постановлением обществу также предписано обратиться с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка для строительства после выполнения всех мероприятий, предусмотренных пунктом 3 постановления.
28.12.2010 общество обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:020210:19, в ответ на которое Департамент письмом от 28.01.2011 N 35-05-14/664 сообщил о направлении подготовленного проекта постановления о предоставлении обществу земельного участка в аренду для строительства в орган исполнительной власти Тульской области на согласование.
Позднее в июне 2012 г, в августе 2013 г. общество обращалось в Министерство с письмами, в которых просило сообщить о согласовании проекта постановления о предоставлении ООО "Акцент" в аренду земельного участка.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в письме от 03.09.2013 сообщило обществу о том, что дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении спорного земельного участка в рамках статей 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным в связи с тем, что постановление главы администрации г.Тулы от 23.01.2008 N 153 признано утратившим силу постановлением администрации г.Тулы от 26.11.2012 N 3349 в редакции постановления администрации от 10.12.2012 N 3577.
25.10.2013 администрацией г.Тулы в ответ на запрос обществу "Акцент" направлены копии постановлений от 26.11.2012 N 3349 и от 10.12.2012 N 3577.
Согласно постановлению администрации г.Тулы от 26.11.2012 N 3349 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации города Тулы и постановлений администрации города Тулы" (далее - постановление N 3349) во исполнение протокола N 9 заседания градостроительно-земельного совета Тульской области от 27.09.2012 и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) признаны утратившими силу постановления главы администрации г.Тулы, в том числе постановление от 23.08.2008 N153 "О предварительном согласовании ООО "Акцент" места размещения здания административно-складского назначения по Одоевскому шоссе в Привокзальном районе г.Тулы".
Постановлением от 10.12.2012 N 3577 администрация г.Тулы в постановление N 3349 внесла изменения, исправив техническую опечатку в дате принятия постановления N 153 с 23.08.2008 на 23.01.2008.
Общество, полагая, что постановлениями N 3349 и N 3577 нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент принятия постановление администрации от 23.01.2008 N 153 соответствовало требованиям закона и иных нормативных актов, его отмена противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, так как лишает его права на получение земельного участка в аренду для строительства согласно правилам 30, 31 статей Земельного кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при наличии на момент принятия постановления N 153 утвержденного генерального плана муниципального образования город Тула с определением функциональной зоны - зоны городских парков, скверов, садов и бульваров, не предполагающей строительство здания административно-складского назначения, что в последующем было подтверждено Правилами землепользования и застройки, у администрации не имелось правовых оснований для принятия постановления от 23.01.2008 N 153. Следовательно, оспариваемые постановления, отменяющие незаконный правовой акт, приняты с соблюдением закона и не могут нарушать права и интересы общества.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом Двадцатого арбитражного апелляционного суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из содержания части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула (далее - Правила).
В силу части 4 статьи 2 Правил они применяются наряду с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области землепользования и застройки (применяемыми в части, не противоречащей настоящим Правилам);
В соответствии со статьями 7 и 8 Правила применяются к отношениям, возникшим после введения Правил в действие. К отношениям, возникшим до введения в действие Правил, Правила применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения Правил в действие.
Принятие решений по вопросам землепользования и застройки по заявлениям физических и юридических лиц, поступившим в администрацию города Тулы до введения Правил в действие, осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
После введения в действие настоящих Правил ранее утвержденная документация о планировке территории применяется в части, не противоречащей настоящим Правилам.
Суд апелляционной инстанции установил, что, согласно графическому материалу Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676, спорный земельный участок располагается в рекреационной зоне Р-1 (зона парков). Правилами установлен градостроительный регламент зоны Р-1, где определен перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков. Размещение здания административно-складского назначения, как разрешенного вида использования, в данной зоне не предусмотрено.
На момент принятия постановления от 23.01.2008 N 153 генеральным планом муниципального образования город Тула для спорного земельного участка была установлена функциональная зона - зона городских парков, скверов, садов и бульваров.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, входят в состав рекреационных зон и используются для отдыха граждан и туризма.
В силу пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации не имелось правовых оснований для принятия постановления от 23.01.2008 N 153, так как, при принятии решения о возможности выбора земельного участка для строительства объекта капитального строительства соответствующий орган местного самоуправления обязан руководствоваться документами территориального планирования, в частности, генеральным планом городского округа, а именно учитывать предусмотренные данным документом назначение соответствующей территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, расположенные на ней существующие и планируемые к размещению объекты местного значения.
В силу статьи 48 Закона N 131-ФЗ компетентный орган местного самоуправления, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, вправе самостоятельно отменить ранее принятый в противоречие действующему законодательству правовой акт.
Суд апелляционной инстанции не установил несоответствия оспариваемых постановлений администрации закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов ООО "Акцент" и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А68-11092/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Акцент", излишне уплаченную по платежному поручению от 10.10.2014 N 1, государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
...
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, входят в состав рекреационных зон и используются для отдыха граждан и туризма.
В силу пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
...
В силу статьи 48 Закона N 131-ФЗ компетентный орган местного самоуправления, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, вправе самостоятельно отменить ранее принятый в противоречие действующему законодательству правовой акт."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2014 г. N Ф10-4214/14 по делу N А68-11092/2013